
Грузовой контейнер, мчащийся по рельсам Транссиба или плывущий по бескрайнему океану — это не просто металлический ящик. Это может быть мини-бомба замедленного действия, способная превратить многомиллионный состав или судно в пылающий ад. В прошлом году, например, количество пожаров на контейнеровозах достигло десятилетнего максимума.
По данным Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), на каждые 1000 судов приходится 35 происшествий с возгоранием — рост почти на 20% к предыдущему году. Главная причина этого огненного коллапса? Неправильно задекларированные грузы. Проблема стара как мир, но обострилась с лавинообразным ростом экспорта электромобилей и прочей электроники. Каждый электрокар — это огромный литий-ионный аккумулятор, который при повреждении, перегреве или коротком замыкании способен войти в так называемый «термический разгон». Это неконтролируемый процесс самонагревания, который не остановить обычной водой и который распространяется цепной реакцией по всей батарее. «Один севший EV может вызвать взрыв, сравнимый с 10 кг тротила», — бьют тревогу эксперты DNV.Но беда не только в электрокарах. По данным Международной морской организации (IMO), до 70% инцидентов с возгоранием связаны с ложной декларацией. Перевозчик маскирует груз под безобидные «детские игрушки», «пластиковые гранулы» или «сборные изделия», чтобы избежать повышенных тарифов на опасные грузы (IMO Class 9) и дополнительных проверок. Экономия — от $500 до $3000 за контейнер. Риск — потерять весь корабль, как это случилось с контейнеровозом Höegh Xiamen в 2023 году, где ущерб превысил $100 млн.
Мировая логистика наконец-то прозревает. Всемирный совет по судоходству (World Shipping Council, WSC), объединяющий 70% глобального контейнерного флота, запустил уникальный проект. Это система искусственного интеллекта, разработанная совместно с Национальным бюро по грузам, которая будет анализировать десятки миллионов бронирований в реальном времени. Как работает этот «цифровой таможенник» - Система сканирует и сопоставляет данные: порт отправления, тип товара, название компании, маршрут, вес, историю предыдущих инцидентов. - Обучается на прецедентах: если раньше фраза «электронные компоненты из Тайваня» маскировала пиротехнику, ИИ запомнит этот шаблон и будет сигнализировать о подозрительных грузах. - Выдаёт перевозчикам рейтинг риска по каждой отправке, позволяя проводить точечные физические досмотры до того, как контейнер попадёт на борт. «Мы видим закономерности, которые человек просто не замечает. Это не про догадки — это про чёткие паттерны», — комментирует исполнительный директор WSC Джо Крамек. К проекту уже подключились гиганты Maersk, MSC, CMA CGM, а поддержку выразили P&I Clubs, страхующие 90% мирового океанского тоннажа.От морских просторов перенесёмся на стальные магистрали. Ведь контейнеры, пройдя через порты, зачастую отправляются дальше по рельсам, интегрируясь в мультимодальные цепочки. И здесь возникает самый острый вопрос: если ИИ необходим на море, то почему его аналогичные возможности игнорируются на суше, где грузы путешествуют по БАМу, Транссибу и другим стратегическим направлениям РЖД? Пожары на железной дороге — не новость. Статистика говорит, что около 80% всех возгораний приходятся на подвижной состав. Основные причины включают неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, неисправности электрооборудования. Но что касается контейнеров с недекларированными опасными грузами, то здесь картина выглядит ещё более тревожно. В 2024 году через Россию в Европу и обратно было отправлено более 80 тысяч электрокаров, большинство в обычных контейнерах, без специальных мер предосторожности. В апреле 2025 года на станции Оренбург загорелся контейнер с электромобилями. Поезд остановили, состав эвакуировали. Официальная причина не раскрыта, но источники в РЖД указывают на термальный разгон АКБ. В 2023 году на участке Транссиба в Забайкалье при осмотре были обнаружены следы перегрева у двух контейнеров с EV, один — с видимыми повреждениями корпуса батареи. «У нас нет чётких правил перевозки электромобилей в контейнерах. Они едут как обычный груз», — офрекорд рассказал редакции сотрудник одного из железнодорожных узлов на Дальнем Востоке. На бумаге в РЖД всё строго. Электромобили относятся к опасным грузам класса 9. Требуется специальная упаковка, маркировка, документация, изоляция. Но на практике — проверка сводится к бумажкам; физический досмотр — редкость, и никакого ИИ.
РЖД до сих пор используют устаревшие системы проверки документов, которые не анализируют риски по косвенным признакам. Нет данных о том, кто, откуда и сколько раз отправлял «оборудование» из тех же провинций, где массово производят электромобили. «У нас даже нет единого учёта таких грузов. Мы знаем, что они есть. Но сколько — понятия не имеем», — признаётся анонимно ещё один небезразличный железнодорожник. То есть железная дорога для «ящиков» и их содержимого опаснее моря? На первый взгляд — да. На море есть международные правила (IMDG Code), суда оборудованы системами пожаротушения, команды проходят тренировки. А на железной дороге? Вот всего несколько моментов из группы риска: - Не хватает специальных вагонов для опасных грузов-электромобилей. - Нет датчиков температуры внутри контейнеров. - Нет протоколов действий при возгорании литиевой батареи, а тем более обученного персонала, который знает, чем тушить такие пожары (вода бесполезна, нужен порошок или инертный газ). - Пожары на железнодорожном транспорте (по данным исследований, более 60% возгораний происходят из-за технических причин и нарушений правил) усугубляются ростом объёмов перевозимых опасных грузов.
Опыт мировых морских перевозчиков, внедряющих ИИ для выявления опасных, но скрытых грузов, должен стать полезным примером для железнодорожников. Пришло время не просто тушить пожары, но и системно бороться с их причинами, внедряя современные цифровые технологии. Во-первых, можно ввести обязательную электронную декларацию с указанием типа аккумулятора и состояния зарядки (по аналогии с авиаперевозками) и запретить перевозку EV с зарядом выше 30% — это снижает риск термического разгона. Во-вторых, необходимо развивать ИИ-анализ бронирований, как в морском проекте WSC, для раннего выявления подозрительных грузов или даже выделить отдельные маршруты и составы для опасных грузов, а не смешивать их со всем остальным. Наконец, никто не мешает обучить персонал действиям при ЧП с литиевыми батареями и оснастить пожарные поезда современным оборудованием, а также внедрить датчики температуры и дыма в контейнерах, GPS-слежение и телеметрию. То есть пришло время признать, для отдельных сегментов логистики ИИ — уже не волшебство, а необходимость.
Идеи использовать эти технологии для предотвращения пожаров — отнюдь не футуризм. Это минимальная мера безопасности в эпоху, когда один контейнер может стоить миллионы долларов и десятки жизней. Морские перевозчики, пусть и с опозданием, начинают действовать. А что со стальными магистралями? Пока железнодорожники латают дыры в инфраструктуре и считают вагоны, в некоторых составах уже едут мини-бомбы на литии. И если вдруг в тоннеле на БАМе вспыхнет контейнер с сотней электромобилей — будет уже слишком поздно спрашивать, почему не начали действовать раньше. Ведь на кону не только миллиарды рублей убытков, но и безопасность движения, репутация РЖД и, что самое главное, жизни людей. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на премиальный Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Захар Максимов
Свежие комментарии