На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Зумеры не хотят в РЖД и на склад. 2025-й кадр: дефицит работников может парализовать логистику уже через пару лет

Никогда такого не было, и вот опять: молодые работники хотят много денег и не хотят учиться. В том числе транспортным специальностям. Кадровый голод в логистике ставит рекорды и грозит отрасли самым настоящим коллапсом. Остро не хватает специалистов с профильными навыками и опытом. Главные проблемы — неконкурентный уровень зарплат и низкая автоматизация бизнес-процессов.

Дополнительное давление создают завышенные ожидания соискателей (зумеры, да и не только они, хотят всё здесь и сейчас) по оплате и условиям труда. Vgudok спросил у экспертов, каких специалистов действительно не хватает, как на это влияет демография и как индустрия пытается решить проблему. По словам операционного директора A2 Forwarding Никиты Злобина, сейчас на рынке не просто кадровый голод, но системный кризис подготовки. Если его не решать, «через пару лет мы просто останемся без логистики как таковой». 

«В отрасли остро не хватает кадров. В частности, водителей грузовиков с нужными категориями, железнодорожников (например, монтёров), портовых специалистов и пилотов. Банк России ещё в 2023 году признал, что дефицит кадров — худший за 25 лет. Сроки закрытия вакансий увеличились с трёх недель до трёх месяцев, а количество резюме на одну позицию сократилось с 10–12 до двух. Основная причина — демографический спад 1990-х годов.

Прогнозируется, что к 2030 году число работников наиболее трудоспособного возраста сократится на 7 миллионов человек. Это катастрофа. Отрасль не привлекает молодёжь: работа тяжёлая, зарплаты не впечатляют, престижа ноль», — отметил г-н Злобин. С этой точкой зрения согласен и генеральный директор компании «Наймикс» Алексей Пинчук, который привёл цифры последствий демографической ямы.

Если в 2007 году в стране было 2,5 миллиона 18-летних человек, то в 2023 — только 1,5 миллиона. «Выросшее поколение «зумеров» скептически относится к работе в офисе на полный день и в целом к продолжительным трудовым отношениям. Мы видим стремление молодых специалистов к динамике. Это касается и формата работы — многие предпочитают фриланс трудовым отношениям, либо в случае найма —гибридный график. И даже вид деятельности молодые люди меняют вполне легко: проходят обучения и меняют сферу. И, конечно, есть наиболее предпочтительные сферы деятельности: IT, блогинг, копирайтинг и т.д. К сожалению, логистика, в том числе физический труд, не входит в этот список», — пояснил г-н Пинчук.

Предприниматель и сооснователь Roolz — инновационной IT-системы для поиска, закупки и организации грузоперевозок Константин Игнатенко по просьбе нашей редакции перечислил самые дефицитные специальности: - операционные логисты и диспетчеры, способные работать в быстром темпе, с высоким уровнем ответственности; - менеджеры ВЭД и внешней логистики — особенно со знанием новых регуляторных норм и нестабильных логистических маршрутов и со знанием несколько иностранных языков сразу;  - водители грузового транспорта — особенно в регионах и на междугородних рейсах; - ИТ-специалисты с логистическим бэкграундом — для внедрения и поддержки цифровых решений. «Кадровый голод в логистике — это не миф, а реальность, с которой сталкивается большинство игроков рынка, особенно в операционном сегменте. Однако важно понимать, что он неоднороден по регионам и специализациям, а официальная статистика зачастую не отражает динамику на уровне конкретных компаний и профессий. На бумаге — вакансии есть, резюме размещаются, рынок как бы «живой». 

Но на практике — логисты, экспедиторы, диспетчеры, водители и складской персонал либо уже работают, либо не обладают нужной квалификацией. Особенно сложно закрывать позиции с узкой специализацией или высокими требованиями по скорости принятия решений, знанию ИТ-систем и ориентации на результат», — добавил г-н Игнатенко. Для оптимизации процессов компании внедряют автоматизацию и ИИ, но технологии не могут полностью заменить опытных специалистов, особенно в принятии нестандартных решений. Пока в стране не начнут готовить кадры по-настоящему, а не для галочки, ситуация будет только ухудшаться. При этом существует ещё одна серьёзная проблема: часто свежие кадры после вузов просто не готовы к реальной работе.  «Проще взять «чистый лист» — молодого специалиста без опыта, но с горящими глазами — и научить его с нуля, чем переучивать «профессионалов» с устаревшими знаниями. Беда в том, что даже таких мотивированных ребят становится всё меньше. Компании приходится вкладываться в обучение, но многие не выдерживают этого темпа — проще взять «кого придётся» и мучиться: клиенты недовольны и грузы теряются. Решать это надо системно и начинать со школьной скамьи. Во-первых, возрождать систему профильных техникумов с гарантированным трудоустройством, как было в СССР. Во-вторых, создавать государственно-частные образовательные центры, где компании сами будут формировать программу под реальные задачи. Наконец, нужны налоговые льготы для бизнеса, инвестирующего в переподготовку кадров. Важно менять имидж отрасли, показывать, что современная логистика — это не каторга, а высокотехнологичная сфера с достойными зарплатами», — добавил г-н Злобин.

Константин Игнатенко в свою очередь отметил, что часто дело не столько в отсутствии специалистов, сколько в несоответствии ожиданий. Так, компании ищут «универсальных бойцов» — с опытом, стрессоустойчивостью, углублёнными знаниями отрасли и 24/7 доступностью, а таких людей мало. Важную роль играет и недостаточная адаптация рабочих процессов, когда в компаниях нет наставничества, плохо выстроена внутренняя база знаний, сотрудники выгорают и уходят. Генеральный директор компании «Наймикс» Алексей Пинчук видит решение в привлечении внештатного персонала. «То есть сегодня специалист работает с одной компанией, завтра — с другой, послезавтра — с третьей. В рамках этой модели набирает популярность платформенная занятость — специальные платформы, объединяющие специалистов, которые готовы оказывать услуги, и компании, которым нужен внештатный персонал», — отметил г-н Пинчук. Что касается прогноза на будущее, то, по словам Никиты Злобина, через 5–10 лет логистике потребуются совершенно другие специалисты. Автоматизация вытеснит традиционные кадры, создав огромный спрос на тех, кто умеет управлять цифровыми системами. «Демография и низкий престиж профессии уже ведут нас к дефициту в 1,5 млн человек к 2030 году (подробнее об том мы писали ЗДЕСЬ). Решение — не в повышении зарплат, а в тотальной переподготовке текущих сотрудников и создании новых программ, объединяющих логистику и IT. Без этого через пять лет наши амбиции по цифровизации разобьются о реальность — работать будет некому.

Через 7–10 лет исчезнут такие профессии, как водитель-дальнобойщик, кладовщик и диспетчер, которых заменят беспилотные фуры и автоматизированные склады. Вместо них отрасли потребуются специалисты с инженерным мышлением: инженеры по обслуживанию автономного транспорта, операторы дронов, аналитики Big Data и эксперты по кибербезопасности», — отметил г-н Злобин. Впрочем, некоторые собеседники Vgudok видят свет в конце тоннеля уже сейчас. Директор по персоналу ООО «Байкал-Сервис ТК» Татьяна Козлова в беседе с Vgudok отметила, что за последние месяцы в компании наблюдают оживление рынка и положительные изменения в подборе логистов — вакансии стали закрываться значительно быстрее, а количество откликов от квалифицированных специалистов увеличилось.  «Мы связываем это с несколькими факторами: притоком кадров из смежных отраслей, активным развитием образовательных программ в логистике и перераспределением трудовых ресурсов в ключевые транспортные узлы страны. Хотя конкуренция за топ-специалистов по-прежнему высока, мы видим, что рынок труда постепенно адаптируется. Отрасль постепенно адаптируется к новым вызовам, но тем не менее конкуренция за топовых сотрудников остаётся», — отметила г-жа Козлова.

В общем, приходится признать: логистика России в 2025 году на пороге системного кризиса: квалифицированные кадры исчезают, а молодёжь обходит отрасль стороной. Вакансии висят месяцами, дефицит ощущают 70% компаний, а демографическая яма 90-х угрожает сократить рынок труда на миллионы человек. Рынок труда лихорадит ещё больше, чем в 2024-м. Все исследования, опросы и просто здравый взгляд показывают, что квалифицированных людей не хватает. Так, согласно исследованию HeadHunter, сроки найма выросли у 50% компаний. При этом половина работодателей увеличила оклады, однако кадровый дефицит ощущают более 70% компаний.

Ещё 5–10 лет назад логистика действительно ассоциировалась с тяжёлым и низкооплачиваемым трудом, если речь шла о персонале на местах, а не в кабинетах. Сегодня эта крайне консервативная сфера вырвалась в лидеры по предполагаемым зарплатам в России. Поможет ли это привлечь те самые нужные штатные единицы? Или стоит копать глубже и признавать, что кадровый голод в логистике — это не временная трудность, а структурный сдвиг, где пересеклись демография, низкий престиж профессий и устаревшая система образования. Чтобы избежать катастрофического дефицита, необходима системная переподготовка и создание высокотехнологичной сферы, где через 10 лет вместо водителей будут править инженеры автономных систем.Правда, только в том случае, если зумеров устроит и первое, и второе.  Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO    Владимир Максимов

 

Ссылка на первоисточник
наверх