На фоне усиления санкционного давления контейнеризация, кажется, должна пойти быстрее. Сразу уточним, что под санкциями мы подразумеваем не только уход западных клиентов, но и ограничения на автомобильные перевозки, сложности со страхованием и заходом судов РФ в иностранные порты. Однако, судя по озвученным РЖД цифрам, объёмы контейнеризации грузов в России по-прежнему шокирующе малы: в «ящиках» перевозят всего 4 тысячи видов товаров.
Это 5,5% всех грузов на железной дороге. При этом, как ранее заявлял замгендиректора — начальник ЦФТО монополии Алексей Шило, в РЖД ждут очередную волну грузов, которые отправители начнут возить в контейнерах. Одними из последних свою экспортную продукцию в «ящики» сложили металлурги. Больше грузоотправителей теперь выбирают контейнеры при перевозках контейнерными поездами по МТК «Север — Юг».Фото из открытых источников О том, каковы перспективы отправок в «ящиках» по международным транспортным коридорам и есть ли на МТК «узкие места», vgudok.com рассказал руководитель Центра интеграционных исследований ЕАБР Александр Забоев. — Контейнерные операторы России всё чаще объявляют о запуске контейнерных поездов (и внутри страны, и по экспортным направлениям). Можно ли сказать, что контейнерные поезда — новый тренд в логистике? — Контейнеризация грузопотоков как технология не является на сегодняшний день новым словом в выстраивании логистических цепочек поставки товаров — контейнерные поезда курсируют в мире не первый десяток лет. Эта технология «обкатана» и на Евразийском пространстве. В то же время увеличение объёмов контейнерных перевозок и доли контейнерных грузов является важной задачей транспортной политики всех стран на Евразийском пространстве.
Экспорт грузов в контейнерах генерирует в 1,5 раза больше вклада в ВВП, чем среднестатистический груз, перевозимый по железной дороге.Кроме этого, контейнеризация ускоряет товародвижение как минимум на 30%. Поэтому развитие технологий контейнерных перевозок предъявляет более высокие требования к логистическим операторам и транспортной системе в целом. — Имеет ли право на существование тезис, что контейнерные поезда — новая основа для ускорения логистики и связки государств и разных частей континента? — Да. Контейнерные поезда являются одним из лучших инструментов по укреплению экономической связанности стран и развития международной, в том числе внутрирегиональной торговли в Евразии. Ускоренные контейнерные поезда позволяют значительно повысить скорость доставки грузов, особенно в международном сообщении, в т.ч. в транзите. Курсирующие практически со скоростями пассажирских поездов, минуя сортировочные станции, они безусловно ускоряют логистику и повышают конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с морским и автомобильным. — Контейнерные поезда помогают избежать портовой составляющей транспортировки, при этом помогая разгрузить те самые порты и Восточный полигон. Какие ещё плюсы у этого сегмента логистики есть? И какие можно отметить подводные камни? — Контейнерные поезда могут следовать как от припортовых станций, так и с внутриконтинентальных, например, из грузообразующих районов Китая, таких как Чунцин — Чэнду. Технология ускоренных контейнерных поездов одинаково успешно работает в обоих случаях. В то же время мультимодальный характер перевозки с перегрузкой контейнеров в морских портах и проведением таможенной очистки и иных процедур традиционно является сдерживающим фактором по быстрой доставке груза к месту назначения. К тому же перевалка контейнеров в морских портах Дальневосточного региона предусматривает доставку по весьма загруженному Восточному полигону сети «Российских железных дорог».
Фото: РИА Новости Одномодальные железнодорожные перевозки контейнеров из Китая в Европу через Казахстан, Россию и Беларусь осуществляются в обход морских портов и узких мест Восточного полигона, однако на пограничных стыках колеи 1435 и 1520 приходится перегружать контейнеры с одной железнодорожной фитинговой платформы на другую. Эти операции делают пограничные стыковые пункты узким местом на маршрутах Китай — Европа — Китай. Вследствие этого одной из задач инфраструктурного развития стран ЕАЭС является повышение пропускной способности действующих железнодорожных погранпереходов и строительство новых. Именно поэтому в рамках реализации ключевого инвестиционного мегапроекта Евразийского банка развития (ЕАБР) «Евразийский транспортный каркас» Фонд технического содействия ЕАБР подписал соглашение о предоставлении АО «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» финансирования для разработки технико-экономического обоснования строительства железнодорожной линии Аягоз — Бахты и нового погранперехода на казахстанско-китайской границе. Третий погранпереход между Китаем и Казахстаном позволит существенно увеличить возможности по пропуску ускоренных контейнерных поездов в сообщении Китай — Европа — Китай через территорию стран ЕАЭС. — Насколько технология запуска новых контейнерных поездов отлажена в РФ сейчас и какие есть препоны: технологические, транспортные, бюрократические? — Технология запуска новых контейнерных поездов отлажена в России, о чём свидетельствует успешная работа многих контейнерных операторов, а также динамика контейнерных перевозок по сети Российских железных дорог. Среди технических, технологических и административных сложностей, которые сохраняются на рынке, — недостаточное развитие логистических центров вдоль сети железных дорог, что сдерживает в первую очередь внутренние контейнерные перевозки. Не завершена цифровая трансформация международных железнодорожных перевозок. Хотя и здесь имеются очень успешные примеры внедрения цифровых технологий, таких как ИНТЕРТРАН в сотрудничестве ОАО «РЖД» и Группы FESCO. — Сколько дней сейчас идёт самый быстрый контейнерный поезд из КНР в РФ и каких рекордов скорости можно ждать в будущем? — Ускоренные контейнерные поезда в сообщении Китай — Россия и Китай — Европа следуют с высокими скоростями (более 1000 км в сутки) по территории железнодорожного пространства 1520. В некоторых контейнерных сервисах ОТЛК ЕРА скорость движения контейнерных поездов от китайской границы до границ ЕС достигла 1200 км в сутки. Правда, этот показатель не учитывает простой на пограничных станциях с целью совершения таможенных операций и перегрузки контейнеров между фитинговыми платформами различной ширины колеи. То есть от пограничной станции Достык до Москвы ускоренный контейнерный поезд следует 4 суток. Это существенно быстрее, чем автомобиль, которому с учётом соблюдения требований по труду и отдыху водителей на преодоление аналогичного расстояния потребуется 5-6 дней. ПОДРОБНЕЕ О КОНТЕЙНИРИЗАЦИИ ГРУЗОВ НА СЕТИ РЖД ЧИТАЙТЕ В НАШЕЙ СТАТЬЕ «Экономика в железном «ящике». Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok Оксана Войцеховская
Свежие комментарии