
Отечественные угольщики продолжают старые песни о главном, то есть о кризисе, но твёрдое топливо все всё равно везут. Большинство специалистов сбавили оптимизм по ренессансу цен, участники рынка смирились с дисконтом, а регионы — с возможным закрытием шахт, о чём мы недавно писали в обзоре очередного угольного ДОКЛАДА.
Однако главное по-прежнему никто не видит: экономика разворачивается в рецессию, и в этой ситуации те же РЖД соблюдают здоровый корпоративный эгоизм, стараясь с меньшего числа грузов получить больше денег. А отрасль, вместо адаптации, всё требует коммунизма — скидок и субсидий. Между тем, глобальный рынок угля эволюционирует, и Китай, наш ключевой партнёр, бросает вызов российским экспортёрам, углубляясь в подземные пласты. Грабен Fenwei (за раскопки информации спасибо коллегам из @coalslow) на Северо-Западе Поднебесной — один из главных угольных регионов КНР, где тектоника определила запасы в провинциях Шаньси, Шэньси и окрестностях. По данным Sxcoal, в центре грабена преобладает антрацит и уголь марки Т (формировавшиеся при высокой температуре), а по краям — коксующийся (марки К, КЖ) и энергетический (в основном Г). Ключевой фактор — вертикальный геотермический градиент: с углублением пласты меняют свойства, энергетический уголь (Г, СС) переходит в коксующийся (ГЖ, Ж, КЖ, КС). Примеры — месторождения Datong и Ningwu, где качество улучшается с глубиной.На глубинах от 800 до 1200 метров эта трансформация становится наиболее выраженной. Ожидается рост доли коксующегося угля в добыче Fenwei, что снизит импортозависимость страны в энергопереходе.
Десять лет назад казалось, что Китай сократит добычу из-за отработки верхних пластов, сложной геологии и аварий на глубоких шахтах. Но лидерство в автоматизации и ИИ перевернуло ситуацию: роботы и алгоритмы делают подземку эффективной и безопасной. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Китай — глобальный флагман: в 2023-м добыча угля достигла 4,7 млрд т (более 50% мировых), с инвестициями в $110 млрд ежегодно. Автоматизированные шахты в Шэньси (как в Fenwei) уже дают +20% эффективности, минимизируя риски. Для России это нерадостная новость: экспорт коксующегося в КНР (около 5–7 млн т в 2024-м, по Минэнерго РФ) под угрозой, особенно с учётом санкций и роста конкуренции от Монголии (импорт +50% в 2024-м, до 40 млн т). В России динамика обратная: за 15 лет доля открытой добычи выросла с 68% (2010) до 77% (2024, данные Росстата), подземка неконкурентоспособна. Новые проекты — в основном открытые, как Эльгинское (Восток), с закрытием разрезов вроде Сырадасайского. Подземные — редкость: 2-я очередь Инаглинской, Отвальный Южный №1 Глубокий, шахта имени Тихова и ростовские, суммарноНа кузбасских пластах (а на них приходится 60% экспорта угля) доказано изменение свойств угля с глубиной — отражательная способность витринита, зольность, летучие — что могло бы дать коксующийся. Но консервация шахт растёт: несколько месторождений Кузбасса заморожены из-за глубины, и тренд только набирает обороты. При низкой автоматизации (Россия, по оценкам ВШЭ, отстаёт от Китая на 10–15 лет) и фокусе на открытых карьерах мы упускаем потенциал. Если цены на коксующийся уголь (сейчас $220–250/т, по Argus) взлетят через 2–3 года, заговорят о нереализованном потенциале российского угля. Но будет уже поздно — экспортёры снова окажутся жертвами стратегии «на шаг позади». Замещение импорта угля де-факто является одним из приоритетов энергетической политики КНР, рассказал Vgudok эксперт по энергетике Кирилл Родионов. «По данным Международного энергетического агентства (МЭА), инвестиции в угледобычу в Китае выросли более чем на треть в период с 2019 по 2024 гг. — с $80 млрд в год до $110 млрд в год. Согласно прогнозу МЭА, импорт коксующегося угля в Китае снизится на 36% в период с 2024 по 2027 г. — со 119 млн тонн в год до 76 млн тонн в год.
При этом конкуренция на китайском рынке уже выросла из-за резкого увеличения импорта из Монголии, которая сменила Австралию в роли крупнейшего поставщика коксующегося угля в КНР. На усиление конкуренции будет играть и торможение спроса: потребление коксующегося угля в КНР снизится с 720 млн тонн в 2024 г. до 657 млн тонн в 2027 г., в том числе из-за замедления экономики и внедрения низкоуглеродных технологий», — напоминает собеседник редакции. Прогноз МЭА подтверждает: спрос на коксующийся в КНР падает на 8–10% к 2027-му из-за «зелёного перехода» (электростали, водород), но внутренний рост добычи (Fenwei +15–20 млн т/год) закроет дефицит. Для России это минус: квоты на импорт ужесточатся, логистика через РЖД (тарифы +8,9% в 2025 и минимум +10% в 2026) съест маржу. Пребывающие в рецессии (ВВП РФ +1,5% в 2025-м, по Минэкономразвития), с учётом снижения погрузки на сети РЖД в августе на 4% до 25,4 млн тонн, угольщики жалуются на дисконты (8–10%), но не инвестируют в глубину.
Однако проблема не только в частниках. На наш взгляд, на самом деле государство должно включить режим старшего товарища и распечатать мошну в виде средств ФНБ или других вливаний. Не надо брать с грузоотправителей больше, надо помочь РЖД компенсировать эти затраты и потери. А клиенты монополии должны увеличивать производство и грузовую базу, таким образом помогая экономике страны, а не отдавать последнее за перевозки! Но пока что получается, что мы своими руками лишь усугубляем рецессию. Вместо того чтобы подстегнуть тех же угольщиков к инвестициям не в лоббизм, а в технологии — по примеру того же Китая. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов
Свежие комментарии