
Пока за окном серо и мокро, а операторы-летники подсчитывают убытки от закрытых направлений и авиабилетов, сезон прохладных ЖД-вояжей набирает ход. Осень и зима 2025/2026 обещают стать настоящим ренессансом для внутреннего туризма, и, судя по всему, ключевым игроком на этом поле становится не отель, а поезд.
Vgudokизучил свежую статистику бронирований, поговорил с экспертами и готов объявить: Россия активно пересаживается на рельсы, и это не просто логистика, а новая философия путешествий. Начнём с классики. Данные сервиса OneTwoTrip за сентябрь-ноябрь 2025 года подтверждают незыблемый статус «магистрального коридора» Москва — Санкт-Петербург: почти 15% всех бронирований приходятся на это направление. И это при том, что средняя стоимость ночи в московском отеле — 9,5 тыс. рублей, а в питерском — 8,2 тыс. «Столицы всегда будут генерировать трафик. Но важно, что юг не сдаёт позиций даже осенью. Маршруты Сочи — Краснодар и обратно набрали более 4,5% заказов. Это говорит о том, что люди используют ж/д для мобильного отдыха внутри региона, а не только для транзита.Особенно интересен рост трафика между Сочи и Ростовом-на-Дону. Юг закручивается в собственный железнодорожный узел», — рассказал редакции аналитик рынка ЖД-путешествий. Железная дорога, как всегда, выигрывает за счёт стабильности. В то время как авиапассажиры могут столкнуться с осенними туманами или зимними метелями, поезд гарантирует прибытие, что критично важно как для деловых поездок (Москва — Нижний Новгород, Ростов — Москва), так и для семейного отдыха.
Если осень — это стабильность, то зима — это взрыв. Благодаря длинным новогодним праздникам (которые в этом году позволяют отдыхать до 16 дней), туристический спрос подскочил, при этом сегмент санаторно-курортного отдыха вырос на внушительные 10–15%. «Люди не просто хотят отдохнуть, они хотят подлечиться, — утверждает Ольга Н., руководитель отдела спецпроектов в крупном туроператоре. — И здесь поезд — идеальный вариант. Не надо тащить чемоданы через аэропорт, добираться до удалённого санатория на такси. РЖД активно работает с трансферами «от двери до двери», интегрируя ж/д билет в санаторный пакет. Это комфорт для среднего и старшего поколения».РИА Новости Самое удивительное — это «эффект Костромы». В то время как Москва (+11%) и Санкт-Петербург (+15%) растут стабильно, но скромно, Краснодар, Кострома, Ярославль и Великий Новгород показали рост бронирований на 29% и более! Это явный сигнал, что турист устал от федеральных столиц и потянулся к культурно-историческому наследию, усиленному рождественскими ярмарками и атмосферой «Золотого кольца». Конечно, за этот интерес приходится платить. Средняя стоимость проданной ночи на декабрь-февраль по России выросла на 14%, достигнув 7,4 тыс. рублей. Однако рост цен на размещение только подстегнёт спрос на поезда. Если отель дорожает, то купе или СВ начинают выглядеть выгоднее, особенно на ночных маршрутах. Поезд становится не только дорогой, но и экономичным, хоть и временным размещением. В РЖД, видимо, прекрасно осознают этот тренд. Компания активно наращивает предложение, превращаясь из монополии на рельсах в агрессивного игрока на рынке туруслуг. На осенне-зимний сезон запланировано или уже запущено сразу несколько разноплановых проектов. Среди них: - Новогодние и сказочные маршруты. Традиционные поезда в Великий Устюг («Поезд Деда Мороза»), а также анонсы спецрейсов «Зимняя сказка» и «Новогодняя ночь» по Золотому кольцу. - Горнолыжные «Стрелы». Увеличение частоты и комфортности поездов, направляющихся к горнолыжным курортам (Роза Хутор, Хибины), часто с включёнными в пакет трансферами. - Экзотика. В планах значатся тематические туры «К Северному сиянию» (Мурманск, Архангельск), где сам путь становится частью приключения, и, по слухам, новые гастрономические экспрессы. «Турист хочет не просто ехать, а получать удовольствие от дороги. Мы предлагаем пакеты, где билет, экскурсия и, возможно, даже питание — это единый продукт. Люди платят не за километр, а за эмоцию.
Это совершенно новый подход к продаже мест в вагоне», — говорит сотрудник компании-туроператора, работающей с РЖД. Тем не менее, бурный рост ставит перед РЖД и регионами серьёзные вызовы. Инфраструктура: готовы ли линии, особенно на юг и к популярному «Золотому кольцу», выдержать пиковые нагрузки в праздники, не жертвуя графиком обычных перевозок? Региональный сервис: рост на 29% в Костроме — это прекрасно, но готова ли местная инфраструктура (гостиницы, экскурсоводы, транспорт) к такому наплыву туристов? Иначе «зимняя сказка» может обернуться «зимней очередью». Единство сервиса: насколько высоким будет качество обслуживания в обычных, не туристических поездах? Ведь большинство россиян всё равно поедут на обычных рейсах Москва — Воронеж или Сочи — Ростов. Необходимо поднимать планку сервиса по всей сети.
РИА Новости Вместо P. S. Осенне-зимний сезон 2025/2026 года — это не просто период отпусков, а настоящий тест на прочность для российского железнодорожного туризма. Спрос высок, цены растут, а география путешествий расширяется от двух столиц до Костромы и Великого Новгорода. РЖД правильно уловили тренд, сделав ставку на тематические поезда и комплексные пакеты. Если компания сможет синхронизировать свой туристический продукт с региональной логистикой, нас ждёт рекордный год. А пока совет один: бронируйте заранее, или Железный Конь увезёт вашу мечту в Кострому без вас! ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Захар Максимов
Свежие комментарии