Vgudok.com неоднократно писал о конкуренции стальных магистралей за грузы с автотранспортом. Не забывали мы рассказывать и о том, что у заклятых друзей ЖД не всё так радужно: помимо главных рисков (подробнее о них ЗДЕСЬ) существуют ещё вагон и маленькая тележка проблем. Одной из основных является тот факт, что значительная часть автологистического сегмента находится в «серой» зоне.
Причём, по подсчётам перевозчиков, ущерб от финансовых нарушений таких недобросовестных транспортников приближается к 920 млрд рублей в год. Изучением вопроса уже занимаются в Федеральной налоговой службе. Как рассказал vgudok.com президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов, более 60% перевозчиков в России сокращают зарплатные налоги для оптимизации затрат. Такие игроки уплачивают взносы только с «белой» части зарплаты, а остальное проводят неофициально. При этом к «отбеливанию» рынка представители отрасли предлагают подходить комплексно. Концептуально в этом может помочь введение допуска на рынок — соответствующий законопроект Госдума РФ уже приняла в первом чтении.Если документ вступит в силу, перевозчики смогут получить право на коммерческую деятельность только после размещения сведений о своём бизнесе в электронном реестре национальной цифровой транспортно-логистической платформы России («ГосЛог») и утратить эту возможность после исключения из него — например, в связи с задолженностью по налогам. «Дополнительно важно, чтобы профильные государственные структуры рассмотрели возможность подключения к площадке единой системы показателей налоговой нагрузки, которая определяла бы надёжность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнёров», — говорит г-н Филатов. В целом, многие эксперты отмечают всё более весомые попытки государственного регулирования в отрасли грузовых автоперевозок. И если, например, заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семёнкин обращал внимание, что вмешательство и давление со стороны властей может сделать автотранспорт менее мобильным и дешёвым, то сами представители этого логистического сегмента скорее рады такому развитию событий. По словам собеседников Vgudok, сейчас наблюдается усиление госрегулирования и ускорение развития цифровых инструментов для повышения прозрачности отрасли. Участники рынка уже обмениваются накладными и другими документами в электронной форме с профильными ведомствами в Государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где прослеживается вся цепь поставки, а значит — скрыть часть информации о перевозке становится невозможно. Так, как было упомянуто выше, на базе единой платформы «ГосЛог» Минтранс планирует создать электронный реестр перевозчиков, в который будут включены «цифровые профили» компаний: основные сведения о них, а также о принадлежащих им транспортных средствах. По данным ведомства, в перспективе двух лет на платформе дополнительно запустятся ещё 11 сервисов, в числе которых «единое окно» для электронного документооборота с госорганами и прослеживаемость грузов. Каждой компании отрасли необходимо будет перевести все процессы — от оплаты товаров до оформления и обмена документами — в электронный вид для обмена с регулирующими органами. Как отмечают представители сегмента грузовых автоперевозок, добросовестным компаниям придётся приспосабливаться.
«Действительно, чтобы соответствовать всем критериям допуска на рынок и подключиться к реестру «ГосЛог», многим компаниям потребуется перестроить работу по оформлению и обмену сопроводительными документами, запустив новые IT-сервисы, что может привести к повышению затрат. Чтобы это не привело к уходу с рынка большого количества игроков и нехватке транспортных средств для доставки грузов, важно заранее оценить, сколько ресурсов потребуется на организацию работы в системе. И дополнительно рассмотреть запуск мер поддержки, которые помогут снизить финансовую и административную нагрузку на компании», — отметил г-н Филатов в беседе с Vgudok.com. Что касается самых распространённых на данный момент нарушений, бороться с которыми и призваны цифровые инструменты, то, по данным «АвтоГрузЭкс», чаще всего российские перевозчики при оплате труда оптимизируют подоходный налог (НДФЛ) и страховые взносы. Поэтому важно, чтобы одним из целевых показателей надёжности транспортных компаний стал уровень средней начисленной заработной платы: соотношение фонда оплаты труда (ФОТ) к среднесписочной численности сотрудников.
Другой популярной моделью считается приобретение «бумажного» НДС, когда компания якобы оплачивает услуги или товары «контрагентов», однако на практике ничего не приобретает. Это позволяет недобросовестным игрокам искусственно увеличить свои расходы, а значит, уменьшить сумму НДС и налога на прибыль к уплате в бюджет. Поэтому, по словам г-на Филатова, важно, чтобы одним из показателей надёжности перевозчиков стала доля облагаемых НДС расходов относительно выручки. «Ещё один ключевой показатель надёжности компаний — численность сотрудников относительно автопарка, которая рассчитывается как соотношение работников к количеству транспортных средств во владении. Важно, чтобы эти данные были размещены в открытом доступе на единой платформе, а также регулярно обновлялись», — добавил Вадим Филатов. За счёт серых схем недобросовестные перевозчики могут демпинговать. Так, по данным «АвтоГрузЭкс», тарифы таких игроков на 15–20% ниже среднего уровня на рынке, что приводит к потери большой доли заказов остальными компаниями. На этом фоне, а также в условиях резкого роста затрат на приобретение техники, ФОТ водителей, топливо и комплектующие с каждым днём перевозчики, работающие в правовом поле, становятся всё менее конкурентоспособными на рынке. По словам собеседника Vgudok, рентабельность некоторых добросовестных компаний уже достигла отрицательных значений. При этом «серый» бизнес пользуется спросом: на рынке до сих пор сохраняется большая доля игроков, которые рискуют и обращаются к недобросовестным перевозчикам, стремясь оптимизировать и удержать затраты. Тем самым компании вовлекают себя в схемы уклонения от уплаты налогов и страховых взносов.
«Мы убеждены, что повысить прозрачность отрасли можно только совместными усилиями государственных органов и бизнес-сообщества. Как отмечалось ранее, концептуально в этом может помочь введение допуска на рынок, а также запуск единого электронного реестра перевозчиков, в котором будут отражены, в том числе, показатели надёжности компаний», — отметил президент «АвтоГрузЭкс». В то же время «серые» автоперевозчики сильнее ощущают на себе основные риски отрасли, так как всё больше соискателей отдаёт предпочтение устойчивым компаниям с официальной заработной платой, прозрачными страховыми и налоговыми взносами. По словам г-на Филатова, добросовестные игроки привлекают персонал не только конкурентным уровнем заработных плат, но и комфортными условиями труда, возможностью роста в компании.
Например, многие крупные компании создают проектные группы, центры экспертизы и обучения, в которых сотрудники могут получать новые знания и развиваться. При этом дефицит персонала в грузоперевозках обостряется: больше всего не хватает водителей категории «СЕ» — по данным «АвтоГрузЭкс», в 2024 году более 10% автопарков компаний простаивали из-за дефицита этой категории сотрудников. С учётом довольно печальной ситуации на железной дороге грузовые перевозки стали довольно лакомым куском, который, конечно, в покое не оставят и будут пытаться не только вывести на белый свет, но и получить с него больше налогов. Очистка от серых схем — безусловно, позитивный сигнал, однако в итоге платить за всех будут грузоотправители и конечные покупатели. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов
Свежие комментарии