Железнодорожный перевозчик из Казахстана «KTZ Express» (дочерняя компания «Казахстан темир жолы», КТЖ) удивил партнёров неожиданным манёвром: компания наделила полномочиями распоряжаться вагонным парком АО «Казтемиртранс» (дочерняя компания КТЖ) экспедиторскую компанию с подозрительным названием Ukrailtrans.
Соответствующая телеграмма была отправлена из московского филиала «КТЖ-Экспресс». Согласно документу, с 19 января 2025 года (есть в распоряжении Vgudok) всеми вагонами КТЖ на территории ж/д администраций Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Польши управляет Ukrailtrans Trade and Logistic. Выбор экспедитора насторожил Ассоциацию перевозчиков и логистических организаций.Организация обратилась в профильные белорусские ведомства и Генпрокуратуру республики с просьбой провести проверку деятельности Ukrailtrans и правомерности управления вагонами казахстанской приписки. В письме Ассоциации (также есть в распоряжении редакции) указано, что «данная ситуация наносит существенный ущерб транспортно-логистическому рынку Республики Беларусь и стран ЕАЭС, создавая угрозу стабильности перевозок и нарушая принципы честной конкуренции. «Основные проблемы Демпинг и нарушение конкурентной среды - Компания Ukrailtrans Trade and Logistic Kft. проводит агрессивную ценовую политику, предлагая тарифы ниже рыночных, что подрывает деятельность белорусских и российских перевозчиков. - Подобная стратегия ведёт к искусственному вытеснению местных компаний, после чего возможен резкий рост тарифов при фактической монополизации рынка. Скопление подвижного состава и угрозы инфраструктуре: - Неконтролируемое распоряжение вагонным парком привело к скоплению подвижного состава на территории Беларуси, что нарушает оборот вагонов и создаёт узкие места в логистических цепочках. - Заторы на станциях и нехватка маневренных ресурсов негативно сказываются на сроках доставки грузов, приводя к убыткам для белорусских предприятий. Экономические и геополитические риски: - Компания Ukrailtrans Trade and Logistic Kft. связана с украинским капиталом и может использовать контроль над вагонным парком в интересах третьих стран, игнорируя экономические интересы Беларуси и России. - В условиях СВО на территории Украины существует вероятность, что ресурсы, контролируемые данной компанией, используются для обхода санкционных ограничений или иных непрозрачных схем». Авторы депеши настаивают на проведении антимонопольной проверки Ukrailtrans и анализе геополитических рисков от работы экспедитора на территории Белоруссии. Источники редакции, приславшие копию письма Ассоциации перевозчиков и логистических организаций, уверены, что Ukrailtrans привлекли к управлению парков вагонов КТЖ для обхода санкционных ограничений при работе на территории Белоруссии, Польши и стран Балтии. При этом, по данным наших собеседников, Ukrailtrans «связана с украинским капиталом и может использовать контроль над парком КТЖ в интересах третьих стран». Мы проверили, действительно ли компания связана с Украиной. В открытых источниках указано, что Ukrailtrans зарегистрирована в Венгрии и вот уже 20 с лишним лет занимается организацией грузоперевозок по Украине, Венгрии, Белоруссии и Балтии. У экспедитора есть и украинский филиал в Киеве. Но проверить, была ли это украинская компания, «переехавшая в Венгрию», или она изначально располагалась в Будапеште, мы не смогли. Опрос участников рынка тоже не дал результатов. В свою очередь заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семёнкин уверен, что ситуация больше похожа на бурю в стакане. «Дело в том, что казахские бизнесмены всегда практиковали выделение каких-то отдельных компаний в России, которые являлись их агентами и предоставляли вагоны под погрузку грузоотправителям, грузополучателям через вот этих представителей. В этой практике ничего нового нет. Это стандартная история для всех казахских предприятий. У казахских компаний всегда была такая тарифная политика в соответствии с которой перевозки в сторону Казахстана минимально дешёвыми. Поэтому их вагоны всегда с удовольствием использовали грузоотправители России, Белоруссии и других стран в направлении Казахстана. Можно этим же подвижным составом и обратно вернуться на погрузку. Тут о демпинге речи не идёт, а скорее о сложившейся практике по снижению ставок в направлении Казахстана.
Какие могут быть обиды на «KTZ-Express» и передачу вагонного парка, который обращается в Белоруссии, Прибалтике, одной компании, мне не понятно. Думаю, что это какая-то локальная история, история сложных отношений каких-то может быть коммерческих субъектов между собой в попытке обратить внимание на свои корпоративные сложности руководству Белоруссии», — резюмирует эксперт. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Оксана Войцеховская, Владимир Максимов
Свежие комментарии