Уголь на протяжении долгого времени играл значительную роль в экономике России, оставаясь одним из ключевых источников энергии. Он использовался для производства стали, отопления жилых помещений, электроснабжения и обеспечения работы железнодорожного транспорта. Исторически угольная отрасль была тесно связана с различными аспектами социально-экономического развития страны.
В неё входили как элементы трудовой мобилизации, так и практика использования принудительного труда. В мировом энергетическом балансе уголь продолжает сохранять устойчивые позиции, несмотря на рост интереса к альтернативным источникам энергии. Распределение потребляемой энергии в миреИсточник 1 Источник 2 Как показывают данные в таблице, с 1970-х годов доля угля в мировом энергопотреблении изменилась крайне незначительно. Вместо нефти стал активно использоваться природный газ, выросли доли атомной энергетики и возобновляемых источников, но с углем почти ничего не произошло. И за последние пять лет его доля только выросла.
Здесь сказались ковид и торможение атомной энергетики. Понятно, что лет через 10 возобновляемая энергия потеснит уголь и нефть, но процесс это не быстрый. При этом производство угля в мире непрерывно растёт. Мировое производство угля, млн т
Только за последнюю четверть века добыча угля в мире выросла больше чем в полтора раза. При этом Россия также существенно увеличила производство угля, хотя и в меньшей степени — примерно на 30%. Причина в том, что угольная энергетика существенно выросла за последние годы.
С 2015 года действующая мощность угольных электростанций в мире выросла на 11%, а только за 2023 год мировой угольный парк вырос на 2%, причем две трети прироста обеспечил Китай.
Российские угольщики воспользовались благоприятной мировой конъюнктурой. Им заметно прибавили оптимизма мировые цены на уголь, резко выросшие в 2010-х. Динамика цен на уголь, АвстралияВпрочем, цены и сейчас остаются сравнительно высокие, однако экспортные продажи российского угля начинают падать. Причин такого снижения довольно много. Во-первых, Китай, который последние годы активно покупал российский уголь, существенно нарастил своё внутреннее производство. Только за 2023 год рост добычи угля в Китае составил почти 210 млн тонн. Для сравнения, в 2023 году в России добыли 438 млн тонн, так что это почти половина всего российского производства угля. Во-вторых, Индонезия, начиная с 2000 года, нарастила добычу угля в 9 раз и сейчас производит его в полтора раза больше, чем Россия. Так что конкуренция в Азии на угольном рынке существенно выросла. От редакции: Обращает на себя внимание то, что к нынешней ситуации российская добывающая отрасль шла не первый год. При этом ни на федеральном уровне, ни на уровне компаний вопрос необходимости страхования рисков и даже отраслевой реформы, не поднимался. Как мы писали ранее, предсказать текущий кризис можно было около 5 лет назад. Другая проблема российских угольщиков состоит в том, что основные месторождения угля находятся в глубине страны, откуда уголь нужно очень долго и дорого везти к портам. При этом в Австралии и Индонезии, наоборот, добывают уголь недалеко от портов. Дополнительные издержки добавили санкции. Таким образом, перед Россией просматривается перспектива существенного сокращения производства угля. Тем более, что внутри страны конкуренцию ему успешно составляет природный газ, который из-за санкций в большей степени остаётся в РФ.
Проблема российской угледобычи состоит в том, что около 60% её сосредоточено в Кузнецком бассейне (Кемеровская область), где на протяжении десятилетий уголь был основной отраслью экономики. И что делать с таким регионом — непонятно. Вероятнее всего, часть шахт придётся закрыть, но их закрытие — всегда болезненная процедура. Причем у российского государства не такой уж большой выбор.
Необходимо либо закрывать шахты, получая огромный негатив со стороны населения большого региона, либо дотировать отрасль, как это было, например, в советское время. Скорее всего, именно так правительство и поступит. Угольные компании станут дотировать, при этом будут стимулировать постепенное закрытие малорентабельных шахт, а люди сами постепенно начнут уезжать из Кемеровской области. От редакции: Важно отметить, что новые меры поддержки отрасли отнюдь не предполагают применение субсидий «широкими мазками». Напротив, в Минэнерго тщательно изучат, кому из экспортёров сложнее и кому из них помощь нужна в первую очередь.
Вопрос лишь в том, кого кинутся спасать быстрее: мелкие компании, оказавшиеся на грани выживания или крупных игроков, вносящих весомый вклад в казну и обеспечивающих работой сотни и даже тысячи человек? Каким бы ни было решение Правительства, уже сейчас в кулуарных беседах в добывающей отрасли говорят, что сама процедура выбора крайне непрозрачна, а система оценки степени бедствия вносит «классовую» дестабилизацию в ряды экспортёров. Существует ещё одна проблема. На протяжении всей истории российских железных дорог уголь был и остаётся основным перевозимым грузом, обгоняя все остальные. Перевозки грузов по железной дороге в СССР - РФ
В 2024 году на его долю приходилось 29% всей погрузки в сети РЖД. А это означает, что резкое сокращение добычи может отрицательно сказаться и на показателях РЖД. И это обстоятельство тоже необходимо учитывать.
В любом случае, хорошего и быстрого выхода из сложившейся ситуации нет. И проблему с угольной отраслью придётся решать, видимо, уже не нынешней российской власти, которая оставит этот «подарок» следующим поколениям политиков. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Николай Кульбака, экономист, специально для Vgudok
Свежие комментарии