
На первый взгляд, железнодорожная новость выглядит как шутка: самым популярным горячим блюдом в скоростных поездах «Аврора», курсирующих между Москвой и Питером, стали съедобные «свитки». Однако в целом это не только забавный факт, но и повод задуматься, почему пассажиры, заплатившие за комфорт и скорость, выбирают еду, прочно ассоциирующуюся с привокзальным ларьком.
С начала 2025 года продано свыше 30 тысяч горячих блюд, и 5,8 тысячи из них — шаверма (18%). Она уверенно обошла куриную котлету (14%), жаркое и куриное бедро. Поезда «Аврора» (скорость до 200 км/ч, время в пути 4–6 часов) — это не дальние маршруты. Пассажиры, среди которых преобладают бизнесмены и активные туристы (60% моложе 40 лет), не заинтересованы в получасовом обеде. Им нужно «быстро, сытно и не пачкает», о чём рассказал VG на правах анонимности проводник Геннадий: «Это не победа вкуса, а победа логистики. Шаурма — идеальный продукт для продажи в движении. Она готовится из полуфабрикатов, быстро разогревается в термоконтейнере, не требует сервировки и, главное, не рассыпается при первой же тряске.Котлета и жаркое, даже в лучшем исполнении, часто превращаются в пересушенное нечто. А шаверма всегда остаётся шавермой, простите мне мой «питерский». Впрочем, шаурма/шаверма (как кому больше нравится — прим. ред.) — не абсолютный лидер всего меню. Она уступает куриному бульону с домашней лапшой (около 7 тыс. заказов). Пассажиры, которые не хотят «горячего», выбирают жидкое и лёгкое. Но среди сытных блюд шаверма вне конкуренции. Оно и понятно. Сильные стороны «шавухи» очевидны. Цена.
В то время как традиционное горячее блюдо может стоить 550–600 рублей, шаверма держится в районе 450 рублей. Разница в 100–150 рублей критична для больших семей и студентов. Хотя, учитывая цену на билеты, это в какой-то степени смешно. Едва ли кто-то едет на «Авроре» на последнее. Формат доставки. В «Авроре» нет классического вагона-ресторана, есть мобильные заказы через QR-коды и доставка еды прямо к месту. Шаурма, завёрнутая в герметичную упаковку, — идеальный кандидат для такой системы. Она не требует сложной посуды и минимизирует риски протекания соуса. Импортозамещение. Шаверма, в отличие от стейков или дорогих сэндвичей, полностью собирается из российских ингредиентов (курица, лаваш, овощи). Это удешевляет закупку для перевозчика и позволяет держать маржу на уровне 35–40%.РИА Новости Почему люди отказываются от «домашнего». Железнодорожники уточняют, что второе и третье места в рейтинге занимают куриная котлета и жаркое со свининой. Это традиционные, привычные блюда. Их популярность, однако, падает. Может быть, потому, что пассажир, садящийся в поезд, хочет отдохнуть от дома, а не получить его имитацию, да ещё и сомнительного качества. Люди знают: котлета будет разогрета. А вот шаверму они воспринимают как «свежак», потому что она собрана прямо на борту из полуфабрикатов. Это иллюзия, но она, судя по всему, работает. РЖД/ФПК грамотно эксплуатирует тренд «уличной еды» (который активно продвигался в России после ухода западных сетей). Сырники со сметаной (5 тыс. заказов) и салат «Цезарь» (4,6 тыс.) — это закуски. Шаверма — это плотный обед. Важен здесь и социологический аспект. 1,2 млн пассажиров, которые ежегодно пользуются «Авророй» (трафик вырос на 15% за 2025 год), голосуют за простоту в эпоху турбулентности. На фоне сложных экономических условий шаверма — это понятный, предсказуемый комфорт.
Есть ли у свитков минусы? Как и у всего остального. Уличная еда всегда под «лупой» Роспотребнадзора. В вагоне, где нет полноценной вытяжки и пространства для готовки, контроль за свежестью ингредиентов (особенно мяса и соусов) должен быть исключительным. Пока инцидентов с отравлениями в «Авроре» не зафиксировано, но жалобы на форумах есть: «холодная начинка», «мало соуса», «слишком сухое мясо». «Они поставили на конвейер блюдо, которое требует индивидуального подхода. Если поток шавермы вырастет до 10 тысяч в месяц, качество неизбежно поползёт вниз. Проводники не профессиональные шавермисты, они работают по инструкции. И если у ФПК появится задача "накормить быстро 500 человек", это будет непросто», — признаётся товарищ редакции VG, открывший не одну точку общепита. Ещё одно слабое звено — замкнутый круг ассортимента. Успех шаурмы может привести к тому, что ФПК остановится в развитии меню. Уже замечено, что менее популярные блюда (например, вегетарианская шаверма с фалафелем, которую тестировали в 2025 году, набрав всего 200 заказов) быстро выводятся из оборота. Это сужает выбор, вынуждая пассажиров покупать только топ-4. Вместо резюме отметим, что кулинарная битва за рельсы продолжается. Успех шавермы — это свидетельство того, что РЖД учатся слушать своего пассажира, хоть и через кошелёк. Они отказались от иллюзий «высокой кухни» и предложили адекватный продукт. Но чтобы оставаться на плаву, перевозчикам придётся эволюционировать.
РИА Новости Не исключено, что к концу 2025 года шаверма займёт до 20% в горячих продажах, а ФПК, возможно, начнёт предлагать «премиум-шаверму» (например, с лососем или более дорогим сыром), чтобы поднять средний чек. Ещё один вариант: успех «Авроры» заставит другие скоростные маршруты (например, «Стриж») ввести аналоги фастфуда, но, возможно, с национальным акцентом (пироги, чебуреки). Пока же «Аврора» остаётся «царством шаурмы». Это не повод для гордости, но точный индикатор того, что на рельсах, как и на улице, побеждает тот, кто предлагает сытно, быстро и без лишних заморочек. ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Иван Афанасьев
Свежие комментарии