ОТ РЕДАКЦИИ. Сегодня стало известно, что Министерство финансов не поддержало предложенную ранее в отдельном документе, за авторством вице-премьера Александра Новака и резолюцией «согласен» от президента Владимира Путина, компенсацию из федерального бюджета выпадающих потерь ОАО «РЖД» на субсидии для перевозок угля.
Вместо «оптовых» вливаний в монополию глава Минфина Антон Силуанов предложил сосредоточиться на адресной помощи тем участникам отрасли, кому сегодня действительно тяжело. Ранее в ТГ-канале мы рассказали, что правительство на этой неделе подготовит предложения по поддержке угольной отрасли, причём они будут как системного характера, так и по отдельным компаниям. Об этом заявил на пленарном заседании Госдумы всё тот же г-н Силуанов. «Даже в сложной ситуации в угольной отрасли, в целом не могу сказать, что ситуация критичная. Требует поддержки государства, однозначно. Такие предложения на этой неделе у председателя правительства будут выработаны и доложены президенту.И здесь будут предложения системного характера и более точечные тем компаниям, которым нужна помощь», — уточнил министр финансов. При этом источники Vgudok, присутствовавшие на железнодорожно-угольных совещаниях с участием министров, состоявшихся на днях как в Кемерово, так и в Москве, утверждают, что налоговых послаблений экспортёрам ждать не стоит. Казна пуста — именно это дал понять, выслушав все стороны, Антон Силуанов. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с расширенной версией материала, подготовленной нашими коллегами из РБК.
РБК: «Минфин не поддержал компенсацию РЖД выпадающих доходов от предоставления угольщикам скидок на перевозку их продукции в порты Юга и Северо-Запада, и понижающих коэффициентов, сообщил РБК источник, знакомый с содержанием письма министра финансов Антона Силуанова в адрес президента Владимира Путина. Оно было направлено вскоре после утверждения в начале мая антикризисной программы для угольной отрасли. Такую позицию ведомства подтвердили два источника РБК в угольной отрасли. Необходимый объём субсидии для РЖД оценивается в 60 млрд руб., но в бюджете не заложены эти средства, пересказал источник РБК изложенные в письме аргументы. Не предусмотрены средства и на покрытие выпадающих доходов бюджетов различных уровней от предоставления угольным компаниям отсрочек по налогам на год с возможностью пролонгации в случае сохранения в отрасли кризисной ситуации. Позиция министерства, как описывает её собеседник РБК, основана на том, что предусмотренные меры не проходили оценку последствий для бюджетной системы и не учтены в корректировке федерального бюджета, внесенного правительством в Госдуму 12 мая. Силуанов предложил поддерживать угольные предприятия адресно, исходя из их финансового состояния. Средства предложено брать из резервного фонда правительства в рамках работы профильной подкомиссии.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на запрос РБК, сказал, что Кремль традиционно не комментирует служебную переписку. В аппаратах премьера Михаила Мишустина и вице-премьера Александра Новака не ответили на запросы РБК, в пресс-службах РЖД и Минфина отказались от комментариев. РБК направил запросы в крупнейшие угольные компании. По итогам совещания, прошедшего в Кемеровской области во вторник, 27 мая, с участием Силуанова, министра энергетики Сергея Цивилёва и гендиректора — председателя правления РЖД Олега Белозёрова, министр финансов заявил, что сейчас прорабатываются как системные, так и адресные меры поддержки в отношении отдельных компаний: «Будем докладывать в правительстве и вырабатывать соответствующие предложения». Цивилёв добавил, что власти обсуждают «широкие меры поддержки для всей угольной отрасли» ввиду воздействия «большого количества негативных факторов» на неё, процитировала министра пресс-служба Минэнерго. Кризис в угольной отрасли спровоцирован падением цен на продукцию на экспортных рынках, санкционными ограничениями и рядом других внешних факторов. Сейчас в «красной зоне» находится 30 предприятий угольной отрасли, обеспечивающих около 30 млн т добычи в год (общий объём добычи угля в 2024 году составил 443,5 млн т, на экспорт было поставлено 196,2 млн т). Положение экспортёров усугубляют и высокие логистические затраты. В антикризисном плане, согласованном президентом, предлагается обеспечить грузоотправителям скидку в размере 12,8% на поставки в адрес Юга и Северо-Запада и возобновить действие понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля. РЖД, в свою очередь, неоднократно указывали на риск возникновения непокрываемых убытков компании из-за таких мер. Отсрочки по налогам также входят в программный перечень.
Другие его пункты предполагают создание специального агентства на базе ВЭБ.РФ по реструктуризации, оздоровлению и санации угольной отрасли, заключение соглашения между РЖД и Хакасией на гарантированный вывоз твёрдого топлива на экспорт на Восток (по данным пресс-службы правительства республики, за четыре месяца этого года местные предприятия отгрузили на экспорт 3,7 млн т угля, на 161 тыс. т меньше к аналогичному периоду 2024-го, из них 1,1 млн т пришлись на восточное направление, что на 48% ниже поставок предыдущего года), установление особого порядка финансового оздоровления или банкротства организаций. По итогам 2024 года убыток угольной отрасли составил 129 млрд руб. после прибыли в 357 млрд руб. годом ранее, выручка упала с 2,2 трлн руб. до 1,8 трлн руб. По прогнозу Минэнерго, представленному на совещании у Новака в конце апреля, финансовые результаты могут ухудшиться до 261 млрд руб. убытка и 1,5 трлн руб. выручки. Поможет ли адресная поддержка и резервные средства? Отрасль нуждается в системных и комплексных мерах поддержки, одинаковых для всех участников угольного рынка, считает Александр Котов, партнёр NEFT Research по консалтингу. Источник РБК в угольной отрасли говорит, что выделение отдельных предприятий для адресной помощи может привести к неравным конкурентным возможностям. По его данным, скидки к тарифу РЖД и понижающие коэффициенты позволят повысить нетбэк для, например, кузбасского угля на 500–600 руб. за тонну и снизить убытки от реализации. Ранее во входящем в структуру РЖД Институте экономики и развития транспорта отмечали, что в мае при цене $62–75 за тонну энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг нетбэки составляют 0,9–1,2 тыс. руб. «Но непонятно, почему для скидок к тарифу выбраны направления Юга и Северо-Запада, — продолжает собеседник РБК в отрасли. — Это было актуально примерно до февраля 2025 года, в настоящее время расчётная цена на базисе FCA (загрузка на транспорт продавца в указанном месте) Кузбасс для энергоугля при отгрузке в дальневосточные порты ниже, чем на Юг и Северо-Запад. Скидки необходимо давать и на восточное направление — оно уже несколько месяцев не такое маржинальное». Кроме того, на турецком угольном рынке основная конкуренция сейчас между поставщиками российского угля, что давит на котировки.
Поэтому основную выгоду от предоставления скидок получат турецкие покупатели, а не российские шахты, считает он. Наиболее эффективными мерами поддержки источник РБК находит индикативный контроль цен на российский уголь на внешних рынках со стороны государства во избежание «неоправданного демпинга» со стороны отдельных компаний, аналогичный контроль за ценами и нормой рентабельности портов (ранее профильные ведомства изучали вопрос целесообразности возобновления госрегулирования на услуги по перевалке грузов в портах), РЖД, собственников вагонов для равномерного распределения результата от продаж между всеми участниками товарно-логистической цепочки, регулирование курса рубля «хотя бы» к параметрам, заложенным в бюджете (среднегодовой уровень 2025 года — 96,5 руб. — РБК). «Последнее окажет самую существенную поддержку экспорту», — резюмирует он. Котов из NEFT Research одной из самых значимых мер называет кредитные послабления, предполагающие выдачу средств под льготные проценты. Даниил Черных-Аипов, адвокат и член Совета Московского областного отделения Ассоциации юристов России, говорит, что процедура выделения средств из резервного фонда на поддержку промышленности регламентирована ст. 81 Бюджетного кодекса. Бюджетные ассигнования используются по соответствующему решению правительства, их выделение может быть оправдано непредвиденными расходами. Изъятие средств из фонда поделено на этапы. Минэнерго, как заинтересованный профильный орган власти, при участии Минфина готовит обоснованное предложение о необходимости выделения средств. Основанием для этого становится решение правительства России, где прописывается объём финансирования и его целевое расходование — оно принимается на заседании кабмина при участии заинтересованных органов власти. В рамках профильной подкомиссии должны быть детально проработаны критерии адресности поддержки, исходя из финансового состояния угольных компаний, отмечает Черных-Аипов. Он добавил, что законодательство предоставляет Минфину достаточно широкие возможности для корректировок параметров бюджета. «Правительство в течение года неоднократно может разрабатывать и представлять в Госдуму проекты законов о внесении изменений в закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам правового регулирования федерального бюджетного законодательства. Необходимость адресной поддержки угольной отрасли в данном случае не исключение. Учитывая важность такой поддержки, до осени данная мера вполне может быть принята», — рассуждает адвокат». ИСТОЧНИК
Вместо P. S. В целом, ситуация с поддержкой угольной отрасли развивается так, как мы предполагали и прогнозировали. Высочайшая виза на системном документе не придала ему статус руководства к немедленному действию. И письмо де-факто пока больше похоже на декларацию о намерениях. Ведь все участники на всех уровнях понимают, что помогать надо. Это признаёт даже гарант Конституции своей визой «Согласен!». Однако затем начинается практика, а не теория. И она гораздо интереснее. Потому что здесь у каждого своя правда. Угольщики твердят, что им нужна помощь и скидки. Минэнерго прикрывает своих, приводя цифры чудовищных убытков. Минтранс прикрывает подопечных из РЖД (материал о письме замминистра Шило читайте во Vgudok в ближайшее время), приводя статистику, согласно которой уголь на северо-запад и юг катится исправно и не требует дисконта. И над всем этим возвышается Минфин, который просто констатирует: «60 млрд на поддержку РЖД для поддержки угольщиков? А их в бюджете нет!» Наблюдать за происходящим, безусловно, интересно. Однако прогнозировать, чем всё закончится, просто-напросто не приходится. Ждём новых серий. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Артём Войцеховский
Свежие комментарии