Погрузка удобрений противоречит господствующим трендам: уголь, контейнеры и прочие грузы падают, а удобрений в первом квартале на сеть погрузили на 7,6% больше, чем годом ранее. На фоне общего падения погрузки — более чем на 6% в первом квартале — этот показатель не может не ошеломлять. Символический рост наблюдается также у руды цветной и серного сырья, но динамика минимальна, менее чем на 1%.
В позитивном тренде также лесные грузы, но здесь и вовсе рост на 0,1%. При этом мы помним, что погрузка угля снизилась на 2%. Неудобный рост Рынок удобрений обычно растёт со скоростью не более 1,5% в год, но в ближайшую пятилетку ситуация изменится, в этом уверен Дмитрий Акишин, управляющий директор компании «Имплемента». По его прогнозу спрос на основные виды удобрений — азотные, фосфорные и калийные — вырастет на 11% как внутри России, так и за её пределами. Выпуск удобрений всех типов устойчиво растет как минимум последние пять лет.Если ориентироваться на данные Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), то только по итогам 2024 года он вырос на 6%, до 63 млн тонн, что является рекордным показателем в новейшей истории страны. А за первый квартал этого года производство удобрений всех типов увеличилось в среднем на 7%, до 17,1 млн тонн. К 2030 году более 60% спроса обеспечат на мировом рынке минеральных удобрений страны Латинской Америки, Южной Азии (преимущественно Индия) и Африки, такой прогноз Vgudok получил от Игоря Липинского, директора терминала «Port Favor». В целом, по данным «Имплементы», мировое потребление удобрений всех типов через пять лет увеличится на 23 млн тонн, до 227 млн тонн.
Сегодня одним из крупнейших покупателей российских удобрений называют Бразилию, страны Латинской Америки увеличат потребление удобрений к 2030 году на 5,4 млн тонн. Впрочем, и США, и страны Евросоюза тоже по прогнозу сохранят весомую долю в структуре экспорта. По итогам прошлого года доля России на мировом рынке минудобрений составила 18%. Для сравнения, доля Китая — 14%, Канады —12%, Беларуси — 5%, Марокко — 4%, доля Египта — 3%. Российские производители минеральных удобрений намерены не только сохранить позиции на мировом рынке, но и нарастить долю.В ближайшие пять лет прирост мощностей по производству азотных удобрений составит 30%, калийных 50%, такой прогноз Vgudok выслушал от экспертов рынка. Итого общий выпуск на экспортоориентированных производствах увеличится в ближайшие пять лет на 18 млн тонн, подсчитал Акишин. Эксперт подчёркивает: проекты, которые позволят нарастить поставки, уже находятся в высокой степени реализации. Но потенциал роста только ими не исчерпывается, есть запас в дополнительный объём в 8 млн тонн в год. «Но это «бумажные» проекты. Впрочем, не стоит их недооценивать, потому что речь идёт о уже реализуемых проектах, но у них низкая степень проработки к 2030 году. Но, и это важно, проекты готовы к реализации. Объёмы производства — как у проектов в высокой степени готовности, так и бумажных — большие», —продолжает г-н Акишин. Итого в настоящее время в отрасли производства удобрений в РФ реализуется 60 крупных инвестиционных проектов, и по планам уже в 2027 году в России может производиться больше 70 млн тонн минеральных удобрений, а до 2030 г. — до 80 млн тонн. Есть одно «но»: не у всех проектов инвесторы проработали транспортную инфраструктуру и логистику. Со слов Акишина, современный инвестор готов вкладывать деньги в развитие или строительство завода, но вопросы по логистике оставляют «на потом». Сегодня почти 15% всех минеральных удобрений, идущих на экспорт, переваливают через Дальний Восток или порты Азово-Черноморского бассейна, а большую часть — почти 85% — через русскую Балтику. За первые четыре месяца этого года на Октябрьскую железную дорогу погружено около 2,3 млн тонн грузов, из них химических грузов и минеральных удобрений в шесть раз больше, чем годом ранее, 20,2 тыс. тонн. Последние три года среднегодовой темп прироста объёмов перевалки минеральных удобрений во всех морских портах —около 30%, об этом Vgudok рассказывает Игорь Липинский. Узкое железное горло На железнодорожную сеть в первом квартале отгрузили 18,4 млн тонн, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период прошлого год. Из них в экспортном направлении — 11,2 млн тонн, что более чем на 37% больше, чем годом ранее. Растут и объёмы перевалки и в Балтийском бассейне. За последние три года показатель вырос втрое, с 12,5 до 36,1 млн тонн. Только в 2023 году через порты Ленобласти на экспорт направили рекордный объём удобрений — 9,4 млн тонн, статистику сообщает правительство региона. Большая часть ушла в Индию. Российский производитель делает большие ставки на эту страну, она за последние два года, с 2021 по 2023-й, нарастила поставки в пять раз, а к 2030 году ежегодный объём экспорта достигнет показателя в 6,5 млн тонн удобрений. Но наибольший спрос на минудобрения, по прогнозу регионального правительства, обеспечат азиатские страны. Порты уже работают на пределе, здесь уже сформировался дефицит как провозных возможностей, так и мощностей по перевалке номенклатуры. Аналитики «Имплемента» добавляют: существующие на данный момент мощности способны переработать только 47 млн тонн, а через пять лет непокрытые потребности в специализированных мощностях для перевалки достигнут минимум 6 млн тонн, максимум — 22 млн тонн.
А в 2026 году в эксплуатацию введут комплекс по перевалке сухих минеральных удобрений на терминале Port Favor. Пока здесь запущен только комплекс наливных грузов. То есть спустя полтора года экспортный поток удобрений увеличится ещё на 14 млн тонн. Сейчас самое важное синхронизировать развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры на северо-западе страны, уточняет Игорь Липинский. С его слов самое сложное и узкое место — это железнодорожные подходы к специализированным портам. «Если говорить о перевалке минеральных удобрений, то особого внимания требуют подходы к портам Финского залива. Северо-Западный регион играет ключевую роль в экспорте минеральных удобрений из России, обеспечивая поставки на дальние базисы и являясь регионом зарождения грузовой базы удобрений в стране, наряду с Уралом (Пермским краем). На Балтийский бассейн по итогам 2024 г. пришлось 85% объёма перевалки минеральных удобрений в морских портах России», — комментирует он.
Собеседник Vgudok в правительстве Ленобласти говорит о «критическом негативном влиянии железнодорожной инфраструктуры на развитие проектов по отгрузке удобрений, реализуемых в портах региона». Региональное правительство уже направило в адрес федерального запрос о корректировке инвестиционной программы РЖД. По мнению властей, монополисту необходимо «расшить» три узких горлышка: Сонковский ход от Дмитрова до Мги, построить Юго-Западный обход Санкт-Петербурга и Северный заход в Усть-Лугу, а также построить участок железной дороги Гдов — Псков — Сланцы с восстановлением сообщения до порта Усть-Луги. Прогнозируемый объём грузоперевозок к 2030 году в направлении портов Балтийского бассейна в Петербурге и Ленобласти превысит 174 млн тонн. Собеседник Vgudok в правительстве ЛО говорит: если погрузить удобрения на фуры, то подходы к Петербургу на региональных трассах будут заблокированы.
«РЖД на протяжении ряда лет активно развивают магистральные направления в сторону портов. Целевые параметры пропускной и провозной способности отдельных участков сети РЖД основываются как на макроэкономических прогнозах, так и на конкретных планах грузоотправителей и грузополучателей, которые официально запрашиваются для проработки конкретных мероприятий. Итоговый перечень этих мероприятий ложится в основу инвестпрограммы РЖД, которая утверждается правительством», — сообщает тем временем пресс-служба монополии. Впрочем, экспортный поток можно и остановить. Принудительно. В начале мая Правительство России скорректировало постановление №601. Согласно этому документу, общий объём экспортной квоты составит почти 20 млн тонн с 1 июня 2025 года. Итого на экспорт до 30 ноября 2025 году уйдёт не более 12,3 млн тонн азотных удобрений, и не более 7,6 млн — сложных. Возможно, за этот срок все узкие места на железной дороге будут расширены. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Алёна Алёшина
Свежие комментарии