В угольной отрасли сейчас действительно сложная ситуация. И эта ситуация в какой-то мере закономерна: цены на уголь возвращаются к многолетней норме после аномального роста в 2021–2022 годах. В мае при уровне цен на энергетический уголь 6000 ккал/кг в российских портах от 5000 до 6000 рублей за тонну в зависимости от направления поставок нетбэки составляют 900–1200 рублей за тонну.
Согласно экспертным расчётам Neftresearch, новые меры по возобновлению действия скидки на перевозки угля по сети РЖД в направлении Юга и Северо-Запада, в размере 12,8%, а также понижающий коэффициент для перевозок энергетического угля и дополнительный коэффициент на дальность перевозки могут увеличить нетбэки на 240–720 рублей за тонну в зависимости от направления поставок и вида угля. При сохранении текущего уровня цен и с учетом средней себестоимости добычи угля, по данным на февраль 2025 года, в размере 2 610 рублей за тонну меры поддержки не позволяют обеспечить рентабельность экспорта для большинства производителей. Особенно для тех, у кого нет «своих» терминалов в морских портах.Но даже если российский уголь при наличии дополнительного субсидирования станет более конкурентоспособным на рынках каких-то стран, то его поставки будут оставаться нерентабельными для производителей из-за роста операционных расходов и колебания мировых ценовых котировок. И тогда дополнительное увеличение объёмов добычи будет только генерировать дополнительные убытки для угольных компаний. При этом, несмотря на санкции и низкие цены на международных рынках, экспорт угля по сети РЖД за январь-апрель 2025 года вырос на 0,7%.
А на Восток за этот же период он среднесуточно подрос на 3,7% до 38,5 млн тонн. Главный бенефициар главной стройки страны Уголь как груз самого дешёвого первого тарифного класса традиционно имеет большие преференции. Сейчас в перевозках угля применяются понижающие коэффициенты 0,55–0,75, то есть скидка в зависимости от дальности составляет 25–45% к базовому железнодорожному тарифу. Теперь в рамках новых антикризисных мер поддержки угольной отрасли одобрена дополнительная скидка в размере 12,8% на экспортные перевозки энергетического угля в западном и южном направлениях. Для перевозчика ситуация останется сложной, так как субсидиями предлагается компенсировать только выпадающие доходы от дополнительных льготных тарифных условий. При этом в целом железнодорожные перевозки угля для РЖД нерентабельны и окупаются за счёт перекрёстного субсидирования от перевозки высокомаржинальных грузов. Вот ещё цифра: с 2014 года перевозка угля в восточном направлении принесла компании отрицательный финансовый результат в размере около 436 млрд рублей без учёта убытков от перевозки порожних вагонов под уголь. Сейчас угольная отрасль уже стала главным бенефициаром главной инфраструктурной стройки страны — проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Развитие инфраструктуры позволило с 2013 года нарастить экспорт угля в восточном направлении на 97% — до 111,5 млн тонн. В абсолютных цифрах это практически на 55 млн тонн по итогам 2024 года, а доля угля в общем объёме на экспорт достигает 73%. Фактически это говорит о заполнении углём почти всего прироста провозных способностей.Именно поэтому РЖД всегда выступает за организацию перевозок на Восточном полигоне в соответствии с очерёдностью Правил недескриминационного доступа, без изъятий для отдельных отраслей и регионов, в том числе в рамках соглашений. Введение дополнительных преференций для угля на перевозки железнодорожным транспортом в восточном направлении неотъемлемо приведёт к падению погрузки других грузов — высокодоходных. Это противоречит целям президентского указа о диверсификации экономики и росте несырьевого неэнергетического экспорта на восток. Долгосрочная стратегия По информации Минэнерго, из всех проблемных угольных регионов хуже всего дела обстоят у Республики Хакасия и Кузбасса. Приведу пример: в 2025 году РЖД в полном объёме выполняет соглашение по Кузбассу и по итогам I квартала на Восток вывезено 14,8 млн тонн угля. За этот же период данные параметры соглашения по экспорту на восток уже ограничили возможности РЖД по вывозу порядка 3 млн тонн неугольных грузов. В случае принятия решения о гарантированном вывозе угля из Хакасии на уровне 2024 года (это 6,5 млн тонн) дополнительные потери доходов РЖД составят порядка 1 млрд рублей. Потери будут за счёт снижения вывоза более высокотехнологичных грузов, в первую очередь контейнеров.
Ещё один момент, про который многие забывают. Основным источником возврата инвестиций при реализации масштабных инфраструктурных проектов является реализация тарифной политики в полном объёме — с доходами от дополнительных объёмов перевозок грузов. Изменение запланированной структуры грузовой базы проекта и снижение дополнительных объёмов высокомаржинальных товаров сказывается на финансовых результатах, что в свою очередь увеличивает срок окупаемости проектов. Доходность экспортных поставок энергетического угля может быть обеспечена, если мировые цены увеличатся хотя бы на 30%. Поэтому введение дополнительных скидок, скорее всего, не сможет привлечь на железнодорожный транспорт значительные дополнительные объёмы угля, а возможно лишь воспрепятствует резкому сокращению перевозок. Для привлечения дополнительных объёмов угля на железнодорожный транспорт необходим синергетический эффект от множества факторов, а не только дополнительные скидки РЖД на перевозку. Стабилизировать ситуацию в угольной отрасли надо и изнутри — снижать себестоимость добычи угля и повышать производительность труда. Но главное — долгосрочная стратегия.
На мой взгляд, меры поддержки должны быть частью более широкой программы развития угольной отрасли и железнодорожного транспорта. Здесь должны быть и инвестиции в инфраструктуру и технологии, и развитие альтернативных сфер применения угля. Например, углехимия, производство редкоземельных металлов из угля и его побочных продуктов. Залог здорового будущего угольной отрасли надо искать в этом. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на премиальный Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Ирина Магнушевская, ИСТОЧНИК
Свежие комментарии