«Ласточка» вспорхнёт без какой-то помощи. «Российские железные дороги» в наступившем году намерены окончательно испытать и проверить, насколько такой поезд готов к управлению без участия человека. Проще говоря, стать беспилотным. РЖД будут технологически готовы к запуску беспилотной «Ласточки» уже в 2025 году.
Об этом заявил замглавы холдинга Евгений Чаркин. «В этом году мы завершаем испытания уже полноценные полностью автономной «Ласточки». Технологически мы будем готовы к запуску уже в этом году», — сказал железнодорожник. Когда к запуску полностью беспилотного поезда без машиниста в кабине будет готова нормативная база, а также будут готовы к этому производители подвижного состава, машинист станет инженером, который будет присматривать за оборудованием. При этом диспетчер будет иметь возможность вести одновременно четыре «Ласточки».Фото: сайт НИУ ВШЭ Конечно же такие технологии нужны. В идеале железнодорожные перевозки должны работать 24 на 7, постоянно. Или по крайней мере на загрузке-погрузке. Но в целом есть некоторый дефицит машинистов, особенно в определённых сегментах, точно свою нишу такие технологии найдут в скоростных перевозках МЦК, рассказал Vgudok директор Центра исследований Умного города Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «Если у нас будут беспилотники, которые управляются какой-то единой системой, то там можно будет интервалы сократить и безопасность повысить. В целом беспилотная технология на железнодорожном транспорте — это гораздо проще, чем автодороги. Есть рельсы, выделенная инфраструктура. Конечно, кто-то на пути может выбежать. Но нужно, чтобы работала система искусственного зрения, которая бы предупреждала, что кто-то попал на пути.
И чтобы была реакция, а она одна — это только затормозить, если это возможно. Алгоритм гораздо проще, чем у простого беспилотного автомобиля, который должен реагировать на тысячу разных ситуаций одновременно. В целом, самое логичное — это беспилотное метро, где есть тоннель», — считает эксперт. Весь вопрос в технологиях и рынке труда. Насколько я в курсе дела, технологии ещё вчера испытали. По рынку труда вопрос в том, что сопоставлять затраты на тот традиционный механизм, когда есть машинист, и другой, когда есть другая технология. Но там есть и диспетчерская, и мониторинговая поддержка. Это стоит денег.
Полагаю, что мои коллеги в РЖД их считать умеют, рассказал Vgudok научный руководитель факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин: «Она очень сильно зависит от того, сколько стоит труд машиниста. Но думаю, что в РЖД это подсчитали. Не думаю, что это приобретёт какие-то глобальные масштабы. Грузовую работу переводить на беспилотную технологию просто никто и никогда не станет. Поезда дальнего следования тоже нет. То, что пробуют на «Ласточках» элитарных — хорошо. Но хорошо, что пробуют. И не надо переживать за машинистов!
Ситуация на рынке труда в России такая, что квалифицированных профессионалов, которые сегодня водят поезда, не так много. Переоформить сложно и дорого. Это жуткий дефицит на рынке труда. Это ведь очень элитарный сегмент. Этот человек дисциплинированный, организованный, который постиг сложную профессию. Переучить такого взрослого дядьку сложно», — считает наш собеседник. РЖД, конечно, заявляет, что они на финальной стадии испытаний, но тут вопрос: готова ли инфраструктура, а не только поезд? Чтобы беспилотные поезда работали без проблем, нужны суперточные системы навигации, идеальное состояние путей и бесперебойная связь. Одной нейросетью тут не обойтись. ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Иван Афанасьев
Свежие комментарии