На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Так скажу: зачем мне орден? Погрузка на сети РЖД увеличилась, но медали железнодорожникам раздавать рано

Октябрь стал историческим месяцем для РЖД — впервые за два года, с октября 2023, месячная погрузка на сети выросла. Правда, всего на 0,1% год к году — до 96,9 млн тонн. Грузооборот за предыдущий месяц увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3%, составив 212,8 млрд тарифных тонно-км, грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,9% — до 263,9 млрд тонно-км.

В то же время погрузка за январь – октябрь 2025 года составила 927,1 млн тонн, что на 6% меньше год к году.    Инфографика ИПЕМ Определённый эффект положительного результата октября дала низкая база прошлого года. Руководитель аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency (RSA) Александр Слободяник в беседе с VG отметил, что в октябре 2024 года к октябрю 2023 года было достигнуто одно из наибольших снижение погрузки на протяжении всего года, которое составило 6,2%. Наибольшая негативная динамика (-6,3%) была зафиксирована в сентябре 2024 года к уровню сентября 2023 года. Кроме того, долгосрочный период общей негативной динамики погрузки на сети РЖД начался именно с октября 2023 года. Так, в октябре 2023 года к октябрю 2022 года снижение погрузки составило 3,4%. В целом погрузка в октябре 2025 года на 12,1% ниже уровня октября 2021 года. «Низкий уровень грузовой базы связан с несколькими факторами одним из которых является происходящее в последние годы активное переключение грузоотправителей с железнодорожного транспорта.  При этом переключение происходит в различных группах грузов. 

Одним из наиболее ярких примеров переключения является цемент. Его коэффициент перевозимости сокращается на протяжении многих лет и в текущем году достиг минимального уровня.

Если по итогам 2010 года коэффициент перевозимости цемента был на уровне 0,66, то по итогам 9 месяцев 2025 года он составил 0,35», — добавил г-н Слободяник.

Инфографика ИПЕМ По словам эксперта, в части других строительных грузов также происходит переориентация грузопотока. Активное переключение грузоотправителей наблюдается и в сегменте чёрной металлургии. В результате по итогам 10 месяцев 2025 года погрузка чёрных металлов к аналогичному периоду 2024 года сократилась на 17,1%, погрузка лома чёрных металлов снизилась на 33,6%. Важно отметить, что перевозка лома чёрных металлов автомобильным транспортом, в отличие от железнодорожного, находится примерно на уровне 2024 года. Также наблюдается переориентация множества грузоотправителей, осуществляющих отправки грузов в крытых вагонах, что в том числе связано как с тарифными решениями, так и с вопросами организации процесса перевозки. Как известно, с 1 января 2025 года по распоряжению Правительства №3579-р в дополнение к общей индексации, произошедшей в декабре, был введён дополнительный повышающий коэффициент 1,1 на порожний пробег универсального подвижного состава. Это оказало дополнительную нагрузку на грузоотправителей. Данный коэффициент индексации сохранён на 2026 год. «Тенденция переключения автомобилепригодных грузов с железных дорог наблюдается уже давно. С 2010 по 2024 года перевозка грузов в крытых вагонах сократилась в 1,5 раза. В части положительных моментов можно отметить сохраняющийся рост погрузки химических и минеральных удобрений. За 10 месяцев 2025 года было погружено 58,5 млн тонн, что на 4,7% выше уровня 10 месяцев 2024 года. Росту погрузки удобрений продолжает способствовать высокий уровень спроса на внешнем рынке и развитие портовых мощностей.  Основной объём экспортных отправок был погружен в направлении портов Северо-Запада, где портовые мощности наиболее развитые.

С августа 2025 года положительную динамику показывает погрузка зерна, чему способствует начало сбора более высокого нового урожая. При этом положительная динамика ежемесячно увеличивается. Если в августе 2025 года к августу 2024 года погрузка увеличилась на 4,3%, то в октябре рост составил уже 24,1%», — уточнил г-н Слободяник.

«Имея плюс 0,1%, юридически мы вышли в зелёную зону, это действительно положительный тренд. Но в целом отставание к прошлому году сохраняется. И смею предположить, что оставшиеся два месяца не позволит РЖД закрыть 2025 год: кроме последней половины декабря, когда будут закрываться какие-то годовые контракты, такого всплеска пока ожидать не стоит. То, что мы сумели выйти в зелёную зону, — заслуга больше промышленности, нежели самих железнодорожников. В целом, если проводить некую аналогию, то, как только ключевая ставка пошла вниз, в экономике началась жизнь. И вот эту жизнь мы через эти 0,1% видим», — сказал в беседе с Vgudok президент  Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Большую роль в октябрьских +0,1% сыграла погрузка самого главного груза — угля. С сентября 2025 года наблюдается положительная динамика этой номенклатуры. При этом темпы роста увеличиваются. «Если в сентябре 2025 года к уровню сентября 2024 года рост составил 4,3%, то в октябре 2025 года к октябрю 2024 года рост был на уровне 8,8%. Погрузка на экспорт увеличилась на 14,8%. Положительная динамика связана с несколькими факторами, среди которых значительное сокращение расходов по оплате услуг операторов грузовых вагонов и происходящий в последнее время рост экспортных цен. Кроме того, значительное влияние на динамику погрузки угля оказывает низкий уровень грузовой базы предыдущего периода. В октябре погрузка угля сокращалась на протяжении нескольких лет. При этом наибольшее снижение было в последние годы. Так в октябре 2023 года к аналогичному месяцу 2022 года погрузка снизилась на 7,7%, в октябре 2024 года к октябрю 2023 года снижение составило уже 9,4%. В целом в октябре 2025 года погрузка угля была на 12,3% ниже уровня октября 2021 года», — напоминает г-н Слободяник. Роль угля в статистике перевозок невозможно переоценить, если говорить о погрузке, надо понимать, что она отображает сегодня только три основных груза, перевозимых по РЖД: уголь, нефть и нефтепродукты и руду. «Все остальные грузы, даже если будут расти, то их достижения будут заслоняться при падении этих основных грузов. Что бы на сети ни происходило, например, лом активно перевозить стали бы, или, например, цемент, — это абсолютно не повлияет на общий уровень погрузки. Поэтому, если мы анализируем погрузку на РЖД просто с точки зрения всего вала грузов, мы допускаем ошибку. 

Мы смотрим, по сути, три основные номенклатуры груза, по которым действительно есть рост. Правда, в позапрошлом году их возили больше, а позапозапрошлом ещё больше», — напомнил в разговоре с Vgudok заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семёнкин. Впрочем, по мнению г-на Иванкина, позитивные показатели отгрузки угля не означают, что проблема отрасли решена:  «Мы даже близко не подошли к тому, чтобы начать решать угольные проблемы. Для части угольщиков отгрузки способствуют тому, что они живут. Есть угольщики, которым проще не отгружать вообще ничего по этим ценам, но есть и большая часть, которые отгружают по любому для того, чтобы хотя бы переменную часть закрыть. И здесь за счёт того, что чуть-чуть конъюнктура на угольном рынке изменилась, совсем чуть-чуть, но изменилась, цены начали отыгрывать вверх. На этих ожиданиях растут и угольные отгрузки. Но, повторюсь, отгрузки угля сейчас совершенно не говорят о том, что в угольной отрасли всё хорошо и про неё можно забыть».

Инфографика ИПЕМ По словам г-на Семёнкина в целом говорить о преломлении негативного тренда погрузки нельзя, так как со своей стороны железнодорожники не приняли никаких системных решений, направленных на перелом ситуации. Так, не был заторможен рост тарифов, не были даны скидки всем участникам перевозочного процесса. «До сих пор есть большие сложности с согласованием заявок на перевозку грузов. Есть сложности с подводом порожняка. Этот небольшой рост погрузки относительно падения 23 месяца подряд вызван тем, что конъюнктура на рынках сложилась благоприятно. Плюс надо понимать, что железные дороги всегда имеют резерв в увеличении своих провозных способностей. Они всегда стараются не работать на полную силу. Но когда им нужно, они начинают работать в полную силу, то есть открывают возможности для любых определяемых массовых грузов, и тем самым дают хорошие показатели», — отметил г-н Семёнкин. Впрочем, по его словам, о переломе говорить не приходится. РЖД удалось добиться совсем небольшого увеличения относительно постоянного падения. Если 23 месяца погрузка падала, а на 24-й немного выросла, то для перелома необходимо снова 23 месяца расти. Впрочем, резерва для роста этой погрузки нет. «Кто-то уходит на автотранспорт, у кого-то просто нет возможности ехать. Так что РЖД никаких системных мер не приняли. Борьба с порожними вагонами продолжалась.  Они, с одной стороны, не едут под погрузку, с другой стороны, мешают грузоотправителям новые вагоны погрузить. 

Скорее всего, погрузка могла бы быть, конечно же, больше, если бы РЖД более мягко относились к порожним вагонам и не создавали им препятствий. Я имею в виду тем вагонам, которые имеют обеспеченную грузовую базу», — добавил г-н Семёнкин.  Павел Иванкин согласен с коллегой в том, что действия РЖД никак не повлияли на выход в зелёную зону. Оживить экономику в целом и перевозки в частности помогают механизмы, которые используют правительство Российской Федерации и Центробанк. Сложно не согласиться с Александром Слободяником, сказавшим, что объёмы перевозок грузов железнодорожным транспортом во многом отражают состояние экономики России. Он также считает, что пока нет поводов для оптимизма, во многих отраслях сохраняется негативный настрой. «Возможно, на фоне низкой базы ноября 2024 года, в ноябре 2025 года погрузка будет в небольшом плюсе. Допускаю, что на фоне ожидания повышения НДС компания будут стремиться максимально нарастить складские запасы, для снижения операционных расходов в первой половине 2026 года, что положительно скажется на объёмах перевозок», — резюмировал г-н Слободяник.  Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO    Владимир Максимов

 

Ссылка на первоисточник
наверх