Минэкономразвития России разработало проект правил установления инвестиционных железнодорожных тарифов на перевозки грузов, следует из материалов на портале проектов нормативных актов ведомства, сообщает ПРАЙМ. Некоторое время тому назад в РЖД озвучили идею установления инвестиционных тарифов для некоторых участков железнодорожной инфраструктуры.
Монополия заручилась поддержкой. В числе союзников оказались чиновники МЭР: «Проектом постановления вводится понятие инвестиционного тарифа как дополнения к тарифам на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования... Инвестиционные тарифы устанавливаются в целях финансирования реализации проектов развития инфраструктуры, которые не были включены в долгосрочную программу развития владельца инфраструктуры», — говорится в пояснительной записке. О нарушении принципа долгосрочного планирования тарифов никто не вспоминает.Инвесттариф, следует из опубликованного проекта правил, планируется давать на срок от одного года и более для реализации проектов по строительству, реконструкции или модернизации отдельных участков инфраструктуры, а также искусственных сооружений, направленных на увеличение её пропускной или провозной способностей. Инвесттарифы будут существовать в виде повышающего или понижающего коэффициента к общесетевым тарифам РЖД на перевозку грузов и порожних вагонов в зависимости от того, за счёт каких средств финансируется объект. При развитии отдельных объектов инфраструктуры (сортировочных станций, искусственных сооружений) или путей необщего пользования инвесттарифы могут быть в виде фиксированной ставки.
Плательщиком инвестиционных тарифов будет выгодоприобретатель, то есть грузоотправитель, заключивший долгосрочный договор об организации перевозок. Этот документ будет предусматривать объём перевозимых грузов, для перевозки которого требуется развитие инфраструктуры, и обязательства предоставления этого объёма грузов для перевозок на протяжении всего срока окупаемости проекта. Схема не нова. И повод не нов. Реализация двойного налогообложения. Есть инвестнадбавка для всех, будет инвесттариф, то есть платный проезд для кое-кого и кое-где. Всё равно, что ввести налог на лапти. А затем отдельно на правый и левый лапоть. При этом о нарушении базового принципа долгосрочного планирования тарифов уже никто не вспоминает. «Грузоотправители всех отраслей, объединяйтесь!»Фактически МЭР готовит ещё одну форму и название для дополнительной классификации грузов, что позволит обкладывать груз дополнительным побором. В зависимости от направления будет добавлена возможность оперировать ценником. Стоит отметить самоуверенность РЖД. Монополия закладывает в фундамент нормативную базу к предложениям, которые не прошли ни экспертизу, ни обсуждение, ни анализ. Из опубликованного ясно, что чиновники получают дополнительную возможность манипулировать тарифами. Коррупция генерируется с каждым сомнительным решением, а количество прав грузоотправителей сокращается, как шагреневая кожа. Дальше можно будет стенать по поводу волюнтаризма в классификации и отсутствия равных прав доступа к сети, но суть не поменяется. Проблема ещё и в том, что, однажды принятые, эти решения будет очень сложно отменить. Эти деньги будут немедленно заложены в экономику РЖД, планы стратегического развития, и их отмена в будущем поставит вопрос, где взять недостающее. И это станет грандиозным препятствием для нормализации ситуации. Хочется сказать: «Грузоотправители всех отраслей, немедленно объединяйтесь!» Подключайте своих лоббистов, профильные министерства. Это тот случай, когда трудно самостоятельно закулисно сговориться с РЖД и потом ухмыляться над чужими бедами. Эти беды сегодня наши, а завтра — ваши. Пока на TransRussia льётся шампанское и горилка, омывая новые контракты, РЖД напоминает, что тарифы — это не тема для дискуссий. Лёгкие признаки красивой жизни, которые позволили себе показать предприятия отрасли и экспортёры, немедленно навели на мысль, что с этих ребят можно взять и побольше, надо только решить за что. Позже vgudok.com подробно разберёт предложения МЭР, а пока всем надо готовиться к очередной тарифно-наступательной операции РЖД. Дмитрий Борисов
Свежие комментарии