На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

«Угольной отрасли нужен структурный сдвиг!» Эксперты говорят Vgudok, что проблемы угольщиков не в Китае и не на Басманной, а в головах

Чем очевиднее внетранспортные проблемы угольного экспорта, тем больше возникает непонимания, как лоббисты из Минэнерго хотят добиться решения кризиса через скидки от РЖД. Сегодня ясно, что никакие дисконты от железнодорожников не способны исправить два сложнейших для угля момента: падение цен на мировом рынке и снижение спроса со стороны Китая.

Отгрузка энергетического угля из России в Поднебесную морем за две декады марта упала на 49% год к году, следует из данных Kpler, сообщил «Ъ». В этот период РФ в среднем еженедельно отгружала в Китай морским транспортом 251 тыс. тонн против 534 тыс. годом ранее. В другие страны АТР недельные морские поставки в марте снизились примерно на 6% год к году, до 614 тыс. тонн, но выросли месяц к месяцу. Происходящее подсвечивает сразу несколько проблем в российской угольной стратегии, или в отсутствии таковой.

Во-первых, концентрироваться на одном рынке сбыта (болезненным для отрасли стала сначала потеря ЕС, теперь та же история может произойти с Китаем) категорически нельзя! Во-вторых, зацикливаясь на экспорте, угольщики даже не пытаются диверсифицировать экономику добывающих регионов, забывая, например, о развитии той же углехимии. Ну и в-третьих, «плач Ярославны» о «кризисе в угольной отрасли» продолжает стимулировать субсидирование ЖД-перевозок угля за счёт других грузов, что в корне неправильно! Тем временем в мире происходит общее снижение потребления угля. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), хотя уголь остаётся крупнейшим в мире источником выработки электроэнергии, его доля в общем производстве в 35% стала самой низкой с 1974 года в связи с ростом выработки из других источников — ВИЭ, АЭС. В России, согласно Генсхеме размещения объектов электроэнергетики, к 2042 году доля угля в общей потребности ТЭС в топливе должна сократиться до 20,5% с 23,4% в 2025 году. Внимание, вопрос: на что рассчитывают регионы и компании, сидящие на угольной игле, если даже внутри России их продукт вскоре не понадобится? Ответ Vgudok искал вместе с экспертами.

Источник: "Коммерсант" Негативный новостной фон теперь будет регулярно сопровождать российскую угольную отрасль, полагает эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Дело здесь не только в падении цен и санкционных дисконтах, но и в том, что в Китае, основном экспортном рынке, рост угледобычи происходит одновременно с бурным развитием низкоуглеродной генерации. «По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Китай нарастил инвестиции в угледобычу на 65% в период с 2017 по 2023 годы (до 100 млрд долларов), а в развитие возобновляемой энергии (ВИЭ) — в два с половиной раза (до 340 млрд долларов). Во многом поэтому Китай в 2024 году ввёл пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля из России величиной в 6% и 3% соответственно. Потребность в импорте угля в Китае в ближайшие годы будет снижаться, в том числе из-за упомянутого бума ВИЭ: только в прошлом году в КНР было введено в строй 340 ГВт солнечных панелей и 80 ГВт ветроустановок. Это превышает установленную мощность всех электростанций в ЕЭС России (263,7 ГВт). С учётом внедрения накопителей, позволяющих балансировать использование ВИЭ, общая доля низкоуглеродных источников в электрогенерации в КНР к 2040 году может достигнуть 70% (против 35% в 2023 году). Российские угольщики, и без того столкнувшиеся с падением рентабельности из-за снижения цен и санкционных дисконтов, будут продолжать нести потери.

Ситуацию можно сравнить с продовольственным снабжением крупных городов в позднем СССР. В 1990-1991 годах регионы забрасывали Москву письмами о катастрофической нехватке самых основных продуктов, однако это несильно помогло: решить проблему удалось лишь после либерализации цен и внешней торговли, а также перехода к конвертируемости рубля по текущим операциям. Здесь похожая история: отрасли нужен структурный сдвиг, который приведёт к закрытию шахт, снижению транспортных издержек за счёт смещения географии активов на восток и увеличению доли коксующегося угля в структуре добычи», — говорит эксперт. Китай — это большой коммерческий рынок, у него никаких обязательств перед Россией в чистом виде нет. Он исходит из того, что закупать уголь как частным предприятиям, так и государственным предпочтительнее по более низкой цене. Если на рынке есть участники, которые готовы представлять товар дешевле, на них и будет ориентироваться покупатель.

Источник: "Коммерсант" Сейчас цена на рынке волатильна, меняется очень быстро, поэтому сложно сказать, рискует Россия потерять этот рынок или нет, с учётом, что мы на китайском направлении не доминировали. Там есть желающие, которые предоставляют топливо по более интересным ценам, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. «Не вижу сейчас какой-то угрозы для отечественных угольщиков. Другое дело, что цена там сегодня для них интересная в моменте. У нас очень сильно подросла доля логистики, ставки на FOB или CIF. Нет уверенности, что даже при наличии возможности поставлять топливо наши угольщики готовы будут это делать. В момент снижения стоимости произошло укрепление рубля. Очень сильно сократился объём рублёвой выручки. На этом фоне часть угольных компаний не видят возможности поставлять в слишком большой минус продукцию на экспорт. При этом основной объём поставок идёт морем через Дальний Восток, не по сухопутью. Для России очень важным индикатором является цена CIF, поставка в порт назначения. Цена же на уголь и цена логистики сегодня находятся в противофазах. Получается, что первый показатель не включает в себя все санкционные риски, а ведь всем хотелось, чтобы они были заложены в цену.

Но этот показатель идёт от другого, особенно на CIF. А дальше начинается, какой флот можно использовать, какая стоимость перевалки угля в порту, какая стоимость железнодорожного тарифа, услуг оператора и так далее. Это всё накапливается. Сегодня цена CIF для угольщика ниже себестоимости. Если из неё вычитать весь транспорт, а это море, перевалка, ж.д. тариф, то оставшаяся часть не покрывает даже себестоимость по добыче угля», — считает наш собеседник.

Проблема для российских угольщиков состоит не столько в падении спроса на уголь со стороны Китая, сколько в снижении мировых цен на уголь, которые после пика 2021-2022 годов к 2024 упали в несколько раз. В этих условиях российский уголь, который везётся по железной дороге через полстраны, становится убыточным, рассказал Vgudok экономист Николай Кульбака. «При этом Китай довольно активно добывает уголь самостоятельно. К тому же, к его услугам всегда есть австралийский уголь, добываемый практически на побережье Австралии, и потому довольно дешёвый в перевозке. Вероятнее всего, Китай уже нашёл более дешёвых поставщиков угля, а российские конкуренты снизить цены не в состоянии из-за растущих затрат на производство и дорогой логистики. В нынешних условиях опасно концентрироваться на одном потребителе сырья, делать это опасно всегда и везде.

Исключение составляет ситуация, когда и потребитель не имеет другой альтернативы. Но в случае с углём и Китаем это не так. Альтернатив российскому ископаемому очень много, и Китай активно этим пользуется», —резюмирует эксперт. Есть и ещё один момент. Все пессимистичные прогнозы о потреблении угля тоже относительны. Тот же Китай развивает низкоуглеродную генерацию, пройдя серьёзный технологический виток и освоив собственное производство такой генерации, подняв с нуля добычу редкоземельных металлов. А вот Индия, которая пережила скачок энергопотребления, вынуждена решать его за счёт угля. Тем более что современные ТЭЦ не так уж «грязны», обладают высоким КПД и построить их можно очень быстро и довольно недорого. Через некоторое время нас ждёт большой скачок энергопотребления в Африке. Но здесь нам надо не просто складировать уголь, а создавать этот рынок. Строить там ТЭЦ, подталкивать африканцев к строительству железных дорог, которых после ухода европейских колонизаторов больше пока не стало. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов, Максим Ярошевский

 

Ссылка на первоисточник
наверх