На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

«Битва на рельсах» от человека, который открыл миру Алена Делона. ТОР как оружие против фашизма, песок в буксах и мины на рельсах — киноинструкция по борьбе с мировым злом на ЖД

К нашему огромному удивлению, лучший фильм о войне на рельсах снят не в СССР.  Отечественные мастера экрана фокусировались на партизанской стороне, которая заключалась в подрывах путей. Эшелоны идут под откос… Видимо, граждане СССР, привлечённые оккупантами для работы на железной дороге, рассматривались чуть ли не как пособники врага.

А вот во французской истории никто не проводил различия между «маки» и теми, кто старался если не навредить, то хоть как-то нагадить оккупанту. Поэтому снятый в 1946 году Рене Клеманом полнометражный фильм «Битва на рельсах» можно назвать анатомией железнодорожного саботажа. В годы войны режиссёр сам принимал участие в движении Сопротивления и изнутри познакомился с диверсионной практикой. Лента снята по горячим следам, при содействии ещё не распущенного штаба Сопротивления. Помимо профессиональных актёров Клеман привлёк к работе обычных железнодорожников. Их имена в титрах указаны так, как они звали друг друга на работе — обычными кличками, погонялами — как это тогда было принято. Конечно, в победной эйфории Клеман создал идеальный образ поголовного сопротивления, тогда не хотелось думать о том, что жизнь сложнее, чем хочется её представить, нужно было воспеть героев и расстрелять предателей.

Действия происходят на крупном железнодорожном узле с депо, складами и ремонтными мастерскими. Мы видим всю транспортную технологию того времени: составление расписания, погрузку, маневровые электролокомотивы, паровозы, вагоны, маркировку грузов. Это важно, потому что Клеман таким образом вводит нас в технологическую атмосферу.

Автор показывает, где при перевозках прятали листовки и оружие. Как в ящиках для собак перевозили евреев и сбитых лётчиков, вывозя их из оккупированной зоны. Как подпольщики скрывались от ищеек в паровозных цистернах для воды. Больная тема — отцепка вагонов в текущий ремонт. Под предлогом ТОРов можно было срывать отправки военных эшелонов и разрушать расписание. Кстати, и расписание подвергалось подмене и таким образом удавалось всячески срывать работу налаженного железнодорожного механизма. Клеман детально, как в кинопособии, учит подсыпать песок в буксы, портить пневмотормоза, сливать нефтепродукты, подменять документы в станциях назначения, чтобы всячески сеять неразбериху и хаос. Можно сказать, что это мелкие шалости… Но немцы за подобные шалости расстреливали. Подмена статистических документов, сбор информации для Лондона и, как финал, фактически киноинструкция по установке магнитных мин на паровозах — всё это складывается в обширный пазл, как боролись с немцами те, кто этого хотел.

Вторая часть фильма переносит зрителей в последние дни перед освобождением, когда железнодорожники срывают доставку подкрепления в Нормандию. За «Битву на рельсах» Рене Клеман получил золотую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший режиссер. Фильм стоит посмотреть для того, чтобы убедиться в том, что и без масштабных спецэффектов можно создать захватывающее зрелище. Интересно заметить и преемственность художественных школ 40-х. Эйзенштейновские планы, родченковские портреты — всё это можно встретить и у французского мастера. Кстати, в 1946 году мастером его никто и не считал. Это первый полнометражный фильм Клемана. Спустя 14 лет в ленте «На ярком солнце» он откроет миру Алена Делона, и тогда его будут считать мэтром искусства. Но война не оставит режиссера. Он будет снимать о ней всё время, и не перенесёт провала своей главной ленты о войне «Горит ли Париж», уйдя после этого на покой. Для нас же он оставил историческое полотно о сопротивлении фашизму на железных дорогах. И хотя «Битва на рельсах» снята о французах, эта лента не только о французах и не только для французов. Мастеру удалось запечатлеть подвиг всех железнодорожников, не сдавшихся мировому злу.

«Битва на рельсах» (1946) — дебют Клемана в полнометражном кино, который интересно сравнить с дебютом Клузо: если второй ещё находится в тисках павильонных съёмок, отдающих нафталином интерьеров, то первый, уподобляясь Росселлини, выходит на улицы, работая в манере полудокументальной реконструкции реальных событий. Если замысел Клузо стеснён однообразным переигрыванием актёров, то Клеман даёт полную свободу существованию участникам Сопротивления. Естественность поведения исполнителей в «Битве на рельсах» поражает даже искушённого зрителя, отлаженность их движений можно уподобить пластической хореографии брессоновских персонажей. При отсутствии каких бы то ни было характеров у безымянных персонажей, при минимуме реплик внимание режиссёра сосредоточено на действиях, совершаемых без особого шума и пафоса. Детальное, скрупулезное воссоздание диверсий на железных дорогах поначалу кажется излишним, но впоследствии за счёт мастерского, почти эйзенштейновского в своей выразительности монтажа коротких планов Клеману удаётся сформировать подлинное драматическое напряжение, всё нарастающее к финалу. Содержательно фильм исчерпывается этим внимательным документированием диверсий, но за счёт режиссуры и монтажа высекается искра трагизма в описании событий военного времени (например, в сцене расстрела железнодорожников).

Живая фактура лиц участников Сопротивления, запечатлённая на крупных планах, передаёт будничность, повседневность в их ежедневном героическом подвиге. Их лица не патетически одухотворены, скорее озабочены рискованными предприятиями. При минимуме бюджетных средств режиссёру удалось вполне в духе Росселлини воссоздать сцены боёв и даже схождение с рельс реального поезда. Как и картины Росселлини, лента Клемана представляет собой фрагментированное повествование, лишённое единой сюжетной линии, однако эта сегментированность — скорее достоинство, чем недостаток, ибо позволяет увидеть войну как череду повседневных подвигов на пути к победе. При полном отсутствии традиционно понимаемого содержания (характеров, ситуаций, их раскрывающих, драматургически обусловленных диалогов) картина Клемана выглядит невероятно свежо, своеобразной документальной реконструкцией, выполненной рукой настоящего художника, хорошо владеющего монтажом и способного программировать зрительские реакции. Для дебютанта Клеман демонстрирует хорошее владение профессией, знание её законов и механизмов зрительского восприятия. «Битва на рельсах» — плодотворное усвоение французским кинематографом художественных и концептуальных принципов итальянского неореализма, манифестирующего свою эстетическую актуальность даже в эпоху коммерческих подделок и подмен», — пишет о работе Рене Клемана портал Кинопоиск. Дмитрий Борисов

 

Ссылка на первоисточник
наверх