«Российские железные дороги» предлагают принудительно удалять со станций оставленные вагоны. Речь идёт о подъездных путях, примыкающих к нефтеперерабатывающим заводам и нефтебазам. По мнению железнодорожников, такая мера позволит повысить ритмичность перевозок нефтепродуктов. Внушительная часть цистерн сегодня простаивает в ожидании выгрузки из-за занятости ёмкостей под слив.
Проблема наиболее актуальна, например, для юга России. Эксперты монополии полагают, что увеличение объёмов поставок нефтепродуктов по железной дороге позволило бы повысить ритмичность работы пунктов погрузки и выгрузки. Грузоотправители стали бы ответственнее относиться к согласованным ранее графикам. Также в РЖД напомнили о своей инициативе по расширению списка железнодорожных станций, с которых возможна принудительная эвакуация вагонов. Участники рынка и эксперты говорят, что полностью решить проблему эвакуацией ПС не получится.Ведь никуда не денется ни дефицит тяги, ни недоработки инфраструктурного толка, ни недобросовестные грузоотправители. Кроме того, с одной стороны, хорошо, когда владелец инфраструктуры может убрать с сети лишние вагоны — на радость своим клиентам. Но с другой, а если это ВАШИ забытые (по тем или иным причинам) вагоны? Или те самые цистерны. В этом случае пострадавшими окажутся уже операторы, которые едва ли обрадуются таким раскладам. Получится ли у монополии эвакуировать ПС, что называется, в меру? Или перегибы на местах будут провоцировать конфликтные ситуации и недовольство клиентов?
Фото: РИА Новости Ключевая причина — дефицит локомотивной тяги, который затронул сегменты маневровых и магистральных локомотивов.
Дефицит — следствие половинчатости реформы РЖД, в ходе которой в сегменте вагонного парка было осуществлено дерегулирование. Тогда как в сегменте локомотивной тяги сохранилась монополия, рассказал Vgudok основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин: «Решить эту проблему можно за счёт создания условий для частных инвесторов, которые смогут насытить рынок. Однако даже при самом благоприятном сценарии на преодоление дефицита уйдёт не менее пяти лет». Компании приобретают нефтепродукты у перерабатывающих заводов, но объёмы им негде хранить. Поэтому они зачастую стараются принять груз в цистерны, а дальше РЖД не указывают, куда именно этот подвижной состав девать, рассказал Vgudok эксперт финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. «Вроде как перевозчик принимает на свою инфраструктуру эти объёмы, но пункт назначения отсутствует. Таким образом компании хранят своё топливо на железной дороге. РЖД в итоге не изымают этот груз, а на своё усмотрение могут отправить его туда, где вагоны не будут образовывать пробку. Потому что другие компании могут жаловаться на то, что я, покупатель, указываю, куда именно везти мой груз, а РЖД доставить вовремя не могут, потому что на подъездах к НПЗ возник затор. На данный момент холдинг ничего сделать не может. Не указали пункт назначения — и монополия просто так не может оттащить куда-то вагоны, чтобы оставить их не пойми где. По сути, она вынуждена сама организовывать свою же пробку. От этого в целом зависит пропускная способность подъездных путей к НПЗ. Часто можно видеть картину, когда летом нет возможности доставить в районы потребления достаточный и необходимый объём топлива.Да, мы производим топливо, оно у нас есть, но дефицит не из-за того, что его не хватает, просто его вовремя доставить не могут. Как правило, это происходит в летний период. Чтобы иметь возможность быстро доставлять топливо тем клиентам, которые всё правильно оформляют и указывают пункт назначения, надо, чтобы на подходах к НПЗ не было пробок. РЖД не говорят, что будут изымать право собственности на цистерны или их содержимое и оттаскивать их куда-то подальше. В любом случае РЖД должны получить подобные полномочия. И если ввести такую практику, то это будет нормально, для того чтобы в итоге улучшить качество предоставляемых услуг по транспортировке. Сейчас получается, что часть компаний жалуются на РЖД: долго доставляют. А по факту часто это не монополия виновата, а другие грузоотправители, которые неправильно оформляют документы или хотят хранить топливо на железной дороге. Думаю, что мера эта скорее позитивная», — считает эксперт. Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте утверждены постановлением правительства РФ № 1180 от 31 декабря 2015 года. Документ позволяет владельцу инфраструктуры эвакуировать с определённых станций для отстоя «забытый» вагон, у которого по истечении 12 часов не определены цели перевозок. На данный момент это правило распространяется на 71 припортовую железнодорожную станцию, но РЖД регулярно пытается расширить этот перечень, рассчитывая снизить загруженность крупных железнодорожных станций. «Российские железные дороги» давно хотят эвакуировать вагоны со станций, которые обслуживают крупные грузопотоки не только нефтепродуктов, но и других номенклатур. И это правильное решение, рассказал Vgudokзаместитель руководителя А ОЖдПС Денис Семёнкин. «РЖД и их клиентов понять можно. Собственники приезжают, стоят, очень многие злоупотребляют правом на бесплатный простой. При этом речь идёт не об одной или двух цистернах, а, подозреваю, о сотнях, которые действительно могут парализовать работу НПЗ. Цистерны, как и полувагоны крупных операторов, необходимо передислоцировать с крупнейших станций, поскольку они создают трудности для всех. Не только для НПЗ, а для тех предприятий, которые находятся рядом.
Это плата за то, что крупный операторский бизнес только лишь платил дивиденды своим учредителям. Некоторые вообще деньги из страны выводили. Сейчас настало время платить по счетам. Не вложились в инфраструктуру, в строительство путей — значит будут РЖД ваши вагоны передислоцировать на свободные станции, где вы будете платить холдингу. А не хотите содержать собственные пути — платите РЖД. Это правильное и нужное решение», — заключает наш собеседник. СПРАВКА. 14 мая 2025 года вице-премьер России Александр Новак провёл заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. На нём обсуждалась ситуация по перевозке нефтепродуктов, условия их транспортировки по железной дороге, а также поставки топлива сельхозпроизводителям. По итогам встречи было поручено обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизельного топлива на Петербургской бирже, а также проработать вопрос своевременности его доставки покупателям по железной дороге. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Захар Максимов
Свежие комментарии