В качестве эпиграфа анекдот из недавнего американского политического прошлого. Менеджеры избирательной кампании кандидата в президента Альберта Гора, который отличался прогрессивным отношением к абортам, в попытке привлечь симпатии католиков-консерваторов предложили пожертвования в 100 тыс. долларов при одном условии: Гора на мессе нужно назвать святым.
Священник на секунду задумался, но принял чек. На следующий день, когда Гор явился на службу, падре начал проповедь так: «Альберт Гор — мелкий, дешёвый, эгоистичный лицемер. Он обманщик, жулик и вор. Он один из самых худших христиан, кого я когда-либо знал. Но Альберт Гор просто святой по сравнению с Джорджем Бушем-младшим!». Российские компании и банки начали тихой сапой подводить итоги одного из самых сложных постсанкционных годов. Многих из них COVID-19 отправил в глубокий нокдаун, а ехидно потирать ручки могут разве что фармацевтические фирмы да владелец Zoom. Не стали исключением и РЖД, которые на днях опубликовали результаты деятельности по российским стандартам бухучёта, которые никого не обрадовали. Чистая прибыль компании с 53 млрд рублей в 2019 году рухнула до 300 млн рублей, при том что выручка осталась практически той же самой — 1,8 трлн рублей.Но отчёт по РСБУ богат не только бухгалтерскими балансами. Он таит в себе ещё массу интересной информации, на одну из которых обратил внимание читатель Telegram-канала @Vgudok. «На странице 101 из 110 есть данные о выплаченном вознаграждении за год членам правления (23 человека) на общую сумму 1 138 387 000 рублей (НДФЛ учтён отдельно), что эквивалентно ежегодному доходу 49,4 млн рублей на каждого», — поделился с редакцией своим наблюдениями любознательный «народный корреспондент».
Топ-менеджеры РЖД, проникшись серьёзностью момента, всё-таки умерили свои финансовые аппетиты пусть на скромные 400 млн рублей, но всё же!Vgudok.com не поленился и, тоже полистав сей продукт бухгалтерской мысли, выяснил также, что 43 млн рублей получили и 14 членов совета директоров РЖД, то есть чуть больше 3 млн рублей на человека. Но это, конечно же, мелочи. А вот что не мелочи, так это тот факт, что в 2019 году правление РЖД получило 1,55 млрд рублей вознаграждений. То есть «эффект ковида» налицо. Топ-менеджеры госкомпании, проникшись серьёзностью момента, всё-таки умерили свои финансовые аппетиты пусть на скромные 400 млн рублей, но всё же!
Но тут, перефразируя Высоцкого, бухгалтер с поправкой влез. Оказывается, по итогам 2019 года членам правления (в том числе и покинувшим Басманную) за счёт резерва, начисленного за предыдущие отчётные периоды, было выплачено ещё дополнительно 1,12 млрд рублей. А это значит, что их доходы упали по сравнению с 2019 годом более чем в два раза! Не так, конечно, драматично, как прибыль, но всё же в какой-то мере соразмерно производственным потерям монополии. Однако в этой благостной картинке чуть ли не христианского нестяжательства остаётся ма-а-аленькое такое сомнение: а вдруг через год РЖД вновь отыщут скрытые резервы и задним числом вознаградят своих менеджеров ещё одним миллиардом? Правда, об этом мы сможем узнать только в следующем году, но даже уже опубликованных цифр достаточно, чтобы вспомнить тот самый анекдот, который был вынесен в качестве эпиграфа. Потому что на фоне РЖД другие «титаны» российской экономики демонстрировали такую «запирдуху», что по сравнению с ними выплаты менеджерам ж/д монополии выглядят просто как пособие по уходу за ребёнком. Правление формально государственной «Роснефти» из девяти человек во главе с небезызвестным «настоящим Игорем Ивановичем» за 2020 год получило 388 млн рублей на нос, при том что общий объём выплат в 3,5 млрд рублей сохранился на уровне 2019 года. Но, с другой стороны, и спрашивают с госменеджеров зачастую и лично президент, а бывает и следком с генпрокуратурой.
А вот «национальное достояние» «Газпром» наоборот увеличил выплаты своему топ-менеджменту с 1,33 млрд до 1,71 млрд — по 122 млн рублей каждому из 14 членов правления. В отчётности «Газпрома», кстати, обнаружилась ещё одна занятная, но неафишируемая деталь финансовой кухни крупных холдингов. Топ-менеджеры госкомпании получают вознаграждение не только в головной компании, но и в советах директоров многочисленных «дочек», что иногда составляет до половины выплат. Однако эти данные будут доступны только после публикации консолидированной отчётности по международным стандартам (МСФО) в апреле. Что наводит на мысль, что и ж/д «генералы» добирают с миру, то есть с «дочек», по условной «нитке», а в итоге выйдет хорошая такая зарплатная «рубаха».
На этом фоне доходы «банкстеров» из госбанков даже с учётом их декларируемого снижения поражают своими циклопическими размерами по сравнению с доходами их «сырьевых» коллег. Так, 13 человек из правления ВТБ стали счастливыми обладателями 153 млн рублей на каждого. Но вознагражденческий «Оскар», безусловно, уходит Герману Грефу и его честно́й компании. 11 членов правления Сбербанка получили по полмиллиарда рублей выплат! Как говорится, красиво жить не запретишь, а плохо не заставишь. Даже в условиях коронавирусного кризиса и падения ВВП. В общем, в очередной раз нашла подтверждение давно набившая оскомину истина: «всё познаётся в сравнении». Конечно, и выплаты членам правления РЖД — это не пять копеек, и на фоне непростой ситуации, в которой оказалась компания по итогам 2020 года, они выглядят как минимум раздражающе. Но с другой стороны, и спрашивают с госменеджеров зачастую и лично президент, а бывает и следком с генпрокуратурой. А в этом случае даже миллионы не помогут ни спать спокойно, ни вылечить депрессию и нервные срывы. Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram Артём Войцеховский
Свежие комментарии