Правительство РФ освободило ОАО «РЖД» от выплаты дивидендов. Такой новостью уже давно никого не удивишь. Но стоит признать, что сегодня возможность сохранить деньги внутри компании актуальна как никогда. В то же время сама дивидендная политика госкомпании вызывает у экспертов вопросы. В РЖД, очевидно, ожидают затяжного кризиса, так как Правительство освободило холдинг от уплаты дивидендов сразу на два года — вплоть до 2024-го.
Соответствующее распоряжение Кабинета министров размещено на официальном портале правовой информации. Монополия может оставить у себя финансовые средства, полученные по обыкновенным акциям по итогам работы в 2023-2024 годах.«В распоряжении правительства №2475-р от 7 сентября 2021 года слова «и 2022 годы» заменить словами «2022, 2023 и 2024 годы»», — говорится в документе Кабмина. Источники, знакомые с вопросом, которых опросил vgudok.com, утверждают, что по факту принятое Кабмином решение на рынке никак не скажется, так как РЖД на 100% принадлежит государству. «При этом государство субсидирует огромное количество инициатив монополии. В частности, перевозки в плацкарте и пригородное сообщение во многих регионах. Так что там они одной рукой дают, другой изымают. Вот решили не изымать — наверное, это позволит меньше давать.
Государство этой мерой оставляет центр принятия решения о распределении денег внутри РЖД.
Так сейчас сделали со многими компаниями. Идея в том, что компании лучше сейчас распорядятся деньгами — в стране взят курс на тотальную либерализацию. Есть исключения. К примеру, когда речь идёт о банках и о «Газпроме». Тут хоть в чём-то эти шаги Правительства имеют значение, так как в «Газпроме» большое количество частных акционеров, которые тоже хотели бы вложенные деньги получить.
А в случае с РЖД — это вообще междусобойчик, внутренняя история», — уверен наш собеседник. Интересно, что от выплаты дивидендов монополию освобождали и в «мирное время». В 2018-м, когда РЖД пытались расплатиться «натурой», в 2020-м, когда мир охватила пандемия коронавируса. Также холдинг мог не выплачивать дивиденды за 2021 и 2022 годы. При этом за период с 2020 по 2022 год правительство ждало от РЖД около 277 млрд рублей дивидендов.Если не считать пандемийный 2020 год, то сумма получалась следующая: в 2021 году 100,5 млрд рублей и в 2022 году 107,4 млрд рублей. Но в холдинге тогда начали ссылаться на свою инвестиционную программу. В случае отвлечения средств на дивиденды она будет разбалансирована, заверяли в монополии, потребуется привлекать заимствования или откладывать часть проектов. И тогда, и сейчас государство пошло навстречу корпорации. Собственно, это и вызывает закономерный вопрос: если из года в год государство добровольно отказывается от дивидендов РЖД, закрывая рот Минфину, увеличивая докапитализацию компании и финансируя её инвестпрограмму из «Фонда национального благосостояния», не проще ли уже упразднить само понятие дивидендов ж/д монополии? «История с дивидендами РЖД укладывается в общую коллизию дивидендов госкомпаний.
В этой сфере уже который год царит двоемыслие, если не сказать биполярное расстройство.
С одной стороны, Минфин всеми правдами и неправдами пытается обеспечить регулярную выплату дивидендов. С другой — инвестпрограммы большинства эмитентов достаточно велики. И в итоге они обращаются в той или иной мере за господдержкой, что в случае регулярной выплаты дивидендов выглядит вообще очень странно», — рассказал vgudok.com Дмитрий Адамидов, экономист, автор Telegram-канала @angrybonds. Дмитрий Адамидов Рациональный выход, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы подойти к вопросу выплаты дивидендов дифференцированно. «Если те же РЖД объективно не могут их платить, то надо убрать данное требование. Но бюрократическая логика диктует прямо противоположный подход: надо сначала всё унифицировать, а потом милостиво разрешать не исполнять», — резюмирует г-н Адамидов. Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok Оксана Войцеховская
Свежие комментарии