Горьковское направление Московской железной дороги — одна из ключевых транспортных артерий, работающая в режиме постоянной высокой нагрузки. Любой сбой здесь — это не просто локальное происшествие, а серьёзный удар по всей системе. Полвека назад, в сентябре 1975 года, именно там произошла трагедия, которую система предпочла не заметить, оставив в наследство лишь внутренние приказы и слухи, многократно преумножившие реальное число жертв.
Катастрофа на станции Купавна стала хрестоматийным примером того, как цепочка мелких нарушений и человеческий фактор приводят к фатальным последствиям, а культура сокрытия проблем лишь усугубляет ситуацию. Утром 5 сентября 1975 года на станции Купавна шли плановые работы по обслуживанию устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки). Электромеханику Самойлову предстояло выполнить рядовую задачу — промывку контактов стрелочных переводов №2 и №4. В 10:30, получив разрешение от дежурного по станции (ДСП) товарища Кукобы, он приступил к работе. Как и требовалось по инструкции, стрелки были выключены из централизации, а на стрелочную рукоятку на пульте ДСП был надет красный колпачок-предохранитель, сигнализирующий о ручном режиме управления. На этом точное следование инструкциям закончилось.Электромеханик Самойлов совершил первое, ещё не критическое, но уже создавшее почву для катастрофы нарушение: он не вынул из пульта контрольные лампы положения стрелок. Эти лампы — «глаза» дежурного, они показывают, в каком положении находится стрелочный перевод. Оставив их на месте, Самойлов создал у ДСП ложную иллюзию контроля над ситуацией. Следующие несколько часов движение поездов шло без необходимости задействовать обслуживаемый съезд.
Однако затем возникла производственная необходимость: нужно было перегнать по станции электровоз. Для этого требовалось вручную перевести стрелки. ДСП Кукоба дал указание стрелочнице Абрамовой выполнить эту операцию. Она перевела курбели стрелок №2 и №4, пропустила локомотив, а затем должна была вернуть всё в исходное положение. И здесь была совершена роковая ошибка: стрелку №2 она вернула в положение «по прямому пути», а стрелку №4 забыла. На пульте у ДСП Кукобы продолжали гореть зелёные огни, ведь контрольные лампы никто не вынимал. Система «врала», показывая, что оба главных пути свободны и маршруты готовы к приёму и отправлению поездов. В этот момент к платформе станции Купавна подошла электричка №835 сообщением до Москвы. Это был состав серии ЭР1, вела его локомотивная бригада в составе машиниста Ерохина и помощника Чечнёва. Увидев разрешающий сигнал выходного светофора и зелёный огонь на пульте, бригада начала посадку пассажиров.pastvu.com Закрыв двери, машинист привёл поезд в движение. Электричка начала набирать ход по первому главному пути. Одновременно с этим на второй главный путь станции въезжал тяжёлый грузовой состав, гружёный щебнем. Когда голова электрички подошла к роковому стрелочному переводу №4, её траектория резко изменилась. Из-за непереведённой стрелки состав повело с прямого пути влево, на второй главный путь, прямо в бок идущему товарняку. В материалах служебного расследования будет указано, что «машинист Ерохин и помощник Чечнёв невнимательно следили за положением остряков стрелочного перевода». Но на скорости у бригады, вероятно, не было и секунды на реакцию. Боковой удар пришёлся в середину грузового поезда. Конструктивная особенность головных вагонов ЭР1 с их скруглённой «кабиной» сыграла свою роль: первый вагон от удара по касательной отбросило в сторону, что спасло жизни находившихся в нём людей. Но следующие вагоны стали входить в разрыв грузового состава как нож в масло. Началось нагромождение искорёженного металла. Десять вагонов товарняка и три вагона электрички были разрушены до состояния металлолома. Первыми на помощь бросились работники станции и пассажиры с платформы. Вскоре к месту крушения прибыли солдаты из расположенной неподалёку воинской части — именно на них и железнодорожников легла основная тяжесть аварийно-спасательных работ. Район был оцеплен милицией, а движение по Горьковскому направлению парализовано на долгие 17 часов.
Реакция системы была предсказуемой для того времени. Вместо объективного информирования была выбрана тактика полного замалчивания. К свидетелям из числа местных жителей и пассажиров «постучались» сотрудники госбезопасности, взяв подписки о неразглашении. Этот информационный вакуум породил чудовищные слухи о сотнях погибших — назывались цифры до 600 человек. Чего не могло быть по определению. Реальные, подтверждённые внутренними документами МПС, цифры были не менее страшными: 18 человек погибли, 33 получили тяжёлые ранения. Сколько было раненых лёгкой степени тяжести — уже не установить. Виновными были назначены непосредственные исполнители: начальник станции, дежурный Кукоба и стрелочница Абрамова. Материалы на них передали в прокуратуру. Однако дошёл ли этот случай до суда и был ли вынесен приговор — неизвестно. История их дальнейшей судьбы растворилась в архивах под грифом «секретно».
Министерство путей сообщения издало очередной приказ «об усилении», «укреплении» и «недопущении», но главные выводы из этой трагедии остались исключительно для служебного пользования. Купавнинская катастрофа стала очередным засекреченным уроком о том, что на железной дороге не бывает мелких ошибок, а самая опасная неисправность — это иллюзия порядка при фактическом нарушении технологии. Историческая справка Дата и время: 5.09.1975, 15:07. Место: станция Купавна, Горьковское направление Московской ж.д. Поезда-участники: - Пригородный электропоезд № 825 (ЭР1‑219) Орехово-Зуево — Москва, машинист Ерохин, помощник Чечнёв. - Грузовой поезд № 3522, 52 вагона, груз — щебень, локомотив ВЛ10. Тип происшествия: боковое столкновение при ошибочном переводе стрелки № 4. Причина: нарушение ПТЭ при проведении работ по промывке и проверке стрелочных переводов, человеческий фактор (невынутые контрольные лампы, неполный возврат стрелки). Последствия: уничтожены 3 вагона электрички и 10 грузовых; повреждены ещё несколько. Жертвы: 18 погибших, 33 тяжелораненых, десятки легко пострадавших; время ликвидации: 17 часов, движение восстановлено к утру 6 сентября.
Информационная политика: полное замалчивание; очевидцы подписывали обязательства о неразглашении. Факт: по неподтверждённым слухам, среди пассажиров электрички была группа школьников, ехавших на экскурсию. Эти слухи остаются на уровне местных преданий — архивы МПС и прокуратуры по Купавне периода 1970‑х до сих пор недоступны. Память: как вспоминали старожилы посёлка Купавна, ещё какое-то время машинисты поездов, проходящих через здешнюю станцию, давали гудок в память о погибших людях. Источник: Та же статья в «Московском комсомольце» (mk.ru) от 3 сентября 2025 года. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов
Свежие комментарии