
РЖД проинформировали операторов о том, как и на какие станции будут перемещаться порожние вагоны. Согласно документу (есть в распоряжении редакции), монополия фактически наделяет себя правом перебрасывать парк ещё до оформления необходимых для этого разрешений. Участники рынка, опрошенные VG, говорят, что повлиять на этот процесс операторы, заключившие с монополией договоры на управление вагонами, не могут.
Но и ждать расторжения таких соглашений не стоит. По мнению клиентов ЖД-холдинга, отказ от сотрудничества с Басманной может сделать компании «нелюбимыми» и существенно осложнить им жизнь. Просить поддержки в отраслевых ассоциациях им тоже будет непросто. Редакция Vgudok ознакомилась с содержанием телеграммы РЖД и вникла в новые правила переброски вагонов. Итак, в документе владелец инфраструктуры уведомляет операторов вагонов, что заключены договоры о взаимодействии (39 компаний), и в этих договорах прописаны правила перемещения порожних вагонов со станций, не являющихся припортовыми. Телеграмма в основном объясняет условия и процедуру вывода порожних вагонов на пути общего пользования и их последующего перемещения, прежде (и это важно!) чем будут оформлены необходимые для этого перевозочные документы. То есть речь идёт о том, что вагоны можно временно перемещать на станции, чтобы они не занимали пути, даже если разрешения на перемещение ещё не готовы.РИА Новости Вот несколько основных положений телеграммы: - Перемещение возможно, если есть «обоснованное обращение владельца железнодорожных путей необщего пользования» о необходимости уборки вагонов. - Станция или региональная дирекция выбирает место перемещения исходя из условий договора.
- Перемещение без ожидания документов возможно в случаях, когда вагоны находятся более 12 часов на пути общего пользования после выгрузки или мешают другим операциям. - Вагоны могут быть выведены с путей необщего пользования на пути станции без документов, если нет договора о временном размещении и нет согласованного запроса-уведомления на перевозку. - Агент транспортного обслуживания оформляет требования на перемещение (ф. ГУ-27тр) вручную для каждого вагона, проверяя наличие договора взаимодействия. То есть, согласно договорам между монополией и оператором, последний соглашается на перемещение своих вагонов по правилам договора. Оператор не сопротивляется и не останавливает процесс, когда станция или РЖД считают это технологически необходимым.Алгоритм перемещения вагонов такой: 1. Вагоны после выгрузки или по истечении времени находятся на станции. 2. Начальник станции проверяет наличие согласованного запроса-уведомления (ГУ-2Б). Если его нет — оценивает возможность вывода вагонов без документов. 3. Выбирается станция перемещения (ближайшая с возможностью размещения всех вагонов). 4. Составляется акт (ф. ГУ-23ВЦ) о выводе вагонов на пути общего пользования. 5. Агент транспортного обслуживания оформляет требование на перемещение (ф. ГУ-27тр) вручную. 6. После прибытия на станцию перемещения составляется акт о размещении вагонов до оформления перевозочных документов. 7. Владельцы вагонов могут подать запрос-уведомление на перевозку после окончания периода временного размещения. Для компаний это означает, что РЖД фактически получают право временно перемещать вагоны на другие станции, если это необходимо, но в рамках договорённостей и технологических правил. Операторы при этом не могут заранее инициировать это перемещение или остановить процесс — РЖД действуют по своей инициативе на основании договора. Компании уведомляются о перемещении их парка в течение 2 часов. «Выдернуть» вагон, который уже отправили из точки А в точку Б, невозможно, пояснил редакции представитель одного из операторов. «Такая схема для тех, кто подписал договор с РЖД, опасна своей непредсказуемостью. Если распределение парка по сети становится стихийным, то и в планировании у операторов начнётся бардак. По объявленным правилам, оператор уведомляется о заадресовке вагона за пару часов до его отправления. За такой срок не найти грузовую базу и не пересчитать потребный парк под ближайшие погрузки на той или иной станции», — поделился собеседник VG. В свою очередь заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семёнкин подчёркивает, что с юридической точки зрения к действиям РЖД претензии не предъявить. «Впереди длинные зимние праздники, когда традиционно падает погрузка, образуется лишний подвижной состав и российские железные дороги желают, чтобы данный ПС заведомо, скорейшим образом отправлялся на пути отстоя. Юридически это можно сделать без желания оператора. Оператор до последнего пытается погрузиться и найти погрузку. Многие операторы не едут на пути отстоя.
Так вот, юридически это можно сделать следующим образом: либо надо, чтобы вагон выгружался на путях общего пользования. Это редкий случай, процентов восемь, наверное. Либо, чтобы вагон выгружался на путях необщего пользования тех станций, где действуют условия договоров об эксплуатации путей необщего пользования, в соответствии с которым, если выгруженный вагон мешает подаче нового ПС, его могут выставить на станцию на пути общего пользования без оформления перевозочных документов», — напоминает эксперт.
По словам Дениса Семёнкина, РЖД сегодня не имеют права перемещать полученный без документов вагон по своим путям, если это не припортовая станция. И соглашение взаимодействия между операторами и монополией заключалось как раз для того, чтобы вагоны, выставленные на инфраструктуру общего пользования, можно было заадресовывать без оформления перевозочных документов. «Понятно, что РЖД какую-то часть вагонов возьмут на отстой к себе. Какую-то часть вагонов начнёт оформлять на станции приписки с тем, чтобы их потом там приняли в отстой. В любом случае РЖД получат свои преимущества за счёт порожнего пробега, за счёт взыскания платы за простой вагон в перевозочном процессе. Это будет довольно разорительно для оператора.
То есть сегодня операторские компании, не подписавшие такие соглашения, конечно же, могут быть спокойными, поскольку их вагоны могут быть на пути необщего пользования, но не могут переместить дальше, в отличие от тех операторов, которые такие соглашения подписали», — рассказал наш собеседник.
РИА Новости Что делать тем, кого перестали устраивать правила игры? Терпеть, говорит представитель операторского сообщества. И уверяет, что компании едва ли пойдут на расторжение договоров. «Эта зима покажет, насколько было правильным решением подобные соглашения подписывать. Я сомневаюсь, что кто-то их будет расторгать, потому что тогда уж лучше бы не подписывали такие соглашения. Я думаю, таким операторам потом будет хуже всех, кто пытается расторгнуть такие соглашения», —резюмирует г-н Семёнкин. Отдельно стоит отметить незавидное положение, в котором оказались отраслевые ассоциации. Сегодня они не могут предоставить консолидированное мнение по вопросу договоров и обеспечить операторам лобби. Всё потому, что в объединениях есть как подписавшие договоры с РЖД компании, так и те, кто избегает такого сотрудничества. Задача ассоциаций и союзов — представлять интересы и первых, и вторых. А значит высказываться «за» или «против» договоров они не вправе. Что делает всю схему работы РЖД по соглашениям с операторами идеальной иллюстрацией стратегии «разделяй и властвуй». Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов
Свежие комментарии