1 мая, пока вся страна отмечала День Труда и строила планы на длинные выходные, в Санкт-Петербурге началась эксплуатация скоростного электропоезда ЭС104 «Финист», который часто называют импортозамещённой «Ласточкой». Мы сравнили. О машине Название «Финист» продолжило традицию присвоения моторвагонным поездам «птичьих» имён, с поправкой на сказочное происхождение нового имени.
Его выбрали посетители сайта ОАО «РЖД» из вариантов «Финист», «Аметист», «Байкал», «Ирбис», «Ласка» и «Уралочка». О том, что на заре выпуска на машине было по старинке написано «Ласточка», вспоминать не будем. Чтобы закрыть тему с обозначениями, отметим, что серия нового поезда — ЭС104 — означает «электропоезд Синара, сотой серии». 104 — стандарт «пригород постоянного тока», 105 — стандарт «пригород двухсистемный», 105П (на перспективу) — «премиум межрегион двухсистемный». Значения самих цифр не раскрываются.«Уральские локомотивы» начали производство этого подвижного состава в привычной по большинству «Ласточек» пятивагонной составности. Пригородный перевозчик в Северо-Западном регионе, АО «СЗППК», выбрал восьмивагонную составность. Самое интересное — под вагоном. Заглядываем. В результате изменения размещения компонентов всё тяговое оборудование — тяговый преобразователь с тяговыми двигателями, а также токоприёмник, оказались на одном промежуточном вагоне, ставшем, по сути, локомотивом, а вспомогательное — преобразователь собственных нужд и компрессор — на головном или промежуточном немоторном. Зачем так? Этот подход позволил добиться упрощения формирования составности: промежуточные моторные и немоторные вагоны можно ставить в любом количестве, обеспечивая различную тяговооружённость при различной составности.
На «Ласточках» тяговое оборудование было рассредоточено по двум вагонам, моторным был головной вагон.На восьмивагонных «Финистах» четыре моторных вагона вместо трёх на таких же «Ласточках». Разгоняется новая электричка в измеримых показателях заметно резвее: 0,7м/с2 было на восьмивагонных «Ласточках», 0,85 м/с2 сейчас на восьмивагонном «Финисте», и до 1 м/с2 на пятивагонном, если между двумя головными вагонами вцепить три моторных. Визуально «Финист» от «Ласточки» не отличается ничем, за исключением лобовой части головного вагона. Рамы тележек, пневморессоры, гидроамортизаторы — всё один в один. Но отечественное, как неоднократно говорил производитель. Даже шильда «ЭС2ГП» на раме тележки сохранена.
Судить о внешности любого нового подвижного состава — дело неблагодарное. «Корпоративно-серого» на «лице» нет — уже хорошо. К сожалению, парадности Су, обаятельности ТЭП60 или круглолобой ЭР2, стремительности ЧС200 современная дизайнерская школа не предполагает. Да и ладно. Лишь бы ехало и было надёжно. Расстроили выдвижные лестницы для посадки-высадки на низкие платформы. У них четыре ступени, как на ЭС1П. Четвёртая дополнительная ступень принесла очень много неприятностей и поездным, и локомотивным бригадам. И этот очень отказоёмкий компонент пожаловал на новую машину. Хотя пассажирам он, конечно же, удобнее. До тех пор, пока работает. О пассажирах Неискушённый пассажир разницы не заметит. Та же схема сидений 2–3. Вольготной схемы 2–2, как было на некоторых вагонах первых ЭС2Г, здесь нет. На восемь вагонов — четыре туалетных модуля. Машина уже выполнила несколько поездок, поэтому с фотоаппаратом мы туда не полезли, просто заглянули. Туалет как туалет. Правда, на одном из них, предназначенном для людей с ограниченными возможностями, почему-то горел световой индикатор «Только для персонала». В этом же вагоне есть устройства для подъёма инвалидных колясок.
Для любителей посидеть в дороге в телефонах — полный комфорт: USB-разъёмы у каждого кресла. Опытные путешественники утверждают, что кресла стали удобнее, но мы разницы не заметили. Те же самые, что и на пригородных «Ласточках» — неудобные и без возможности откинуть спинку.
Хотя, конечно же, это смотря с чем сравнивать: обычные электрички, на замену которых идут «Финисты», ещё более неудобны.
Первомай в Питере выдался тёплым и солнечным, но в вагонах было ощутимо прохладнее. Приятно. Что ещё? Поручни поменяли цвет с серебристого на оранжевый, если кому-то это важно. Никуда не делся ни «рояль» или «кинотеатр» — несколько откидных сидений вдоль борта напротив туалета на промежуточных вагонах, ни сиденья вплотную к такой же двери на головном вагоне. Садись, созерцай, считай.
Багажные полки есть над всеми сиденьями, но и на пригородных ЭС2Г было так же. Вот придут ЭС105П — там посмотрим. На сериях «Ласточек», используемых в межрегиональном сообщении, ради видимости рекламных мониторов несколько полок не были предусмотрены конструкцией, таково требование заказчика. Обеспеченность рекламой в дороге важнее, чем удобство размещения небольшого багажа.
Коротенькая тест-поездка показала: ощущения те же, что и на «Ласточках». Большую скорость электричка не развивала, поэтому оценить ускорение возможности не было. Что же касается определения «скоростной» в характеристике машины, то, как и на «Ласточках», это качество может быть востребовано далеко не на всех направлениях Санкт-Петербургского узла. На Балтийском ходу, куда пойдут «Финисты» в первую очередь, точно нет. Скоростным считается движение со скоростью от 141 км/ч.
АО «СЗППК» не анонсировало первомайский выход «Финиста» в поезда, сообщив об этом лишь постфактум. Судя по приведённой в расписании нумерации поездов, новая машина встала на нитки, ранее обслуживаемые обычными электричками. Приятная неожиданность для одних и так себе для тех, кто купил билет на обычную электричку, не глянув в расписание. Доплата до повышенной категории прямо в вагоне правилами не предусмотрена. Спустя несколько дней перевозчик сообщил о выходе на линию второго состава «Финист». Он заменит классику ещё в пяти парах поездов. Начиная со 2 мая «Финист» ходит теми же поездами, которыми ходил в первый день. Всего, как сообщила СЗППК, «до конца 2025 года планируется поступление ещё четырёх восьмивагонных составов». О зацеперах Для этой весьма странной социальной страты ничего не изменилось. Зацепиться за лобовую часть практически нереально, также как и подняться на крышу.
Зато для проезда в межвагонном пространстве сохранены все удобства — несколько кабелей межвагонных соединений в качестве «кресла», и горизонтальный выступ в нижней части торцевой стены кузова в качестве «полочки для ног». Пока эти ноги ещё при своём владельце, конечно. О железнодорожниках «Тупичок» перед кабиной управления одного из головных вагонов наконец-то отгорожен полноценной дверью. Кассирам-контролёрам билетным разъездным (ККБР) больше не придётся воевать с пассажирами за право занять места в этом закутке, и вместе с разъездной торговлей вешать самодельные таблички «служебные места». Пассажир пришёл-ушёл, а ККБР целый день на ногах, и иметь возможность изредка присесть — весьма важно. В кабине почти всё то же самое. Удобно. Но не всё.
Эргономичные и разные по форме тумблеры токоприёмников и защиты силовых цепей, которые легко находились на ощупь, заменены одинаковыми поворотными выключателями, точно такими же, как стоящий в одном ряду с ними переключатель направления движения. Таким же поворотным выключателем заменён тумблер прожектора. Некритично, дело привычки. Но при работе то на «Ласточках», то на «Финистах» — лишнее рассредоточение внимания.
Помощник машиниста избавлен наконец от лишней беготни по вагонам, вызванной ошибками пассажиров при нажатии кнопки «SOS» вместо смыва в туалете. «SOS» наконец-то окрасилась в подобающий назначению красный цвет, а на промежуточных туалетах ещё и отнесена на хорошее расстояние, за умывальник. На большинстве «Ласточек» обе кнопки были рядом, одна на зелёном, другая на синем фоне. Ошибка пассажира вынуждала машиниста смотреть картинку с камеры напротив туалета, отвлекаясь от ведения поезда. Вышел человек из кабинки — хорошо; нет — беги, помощник, выясняй причину. Нумерация вагонов сплошная — от 01 до 08. Именно такой подход был на отечественных пятивагонных «Ласточках» — от 01 до 05. Кто хочет поругать «условный Запад» — милости просим: на немецких прототипах ЭС1 вагоны были пронумерованы 01-03-05-04-02. Уральцы навели здесь порядок. Но с появлением семивагонок началась чехарда: вагоны 06-07 оказались в середине. С переформированием их в восьмивагонки путаницы добавилось, вагон 08 встал между «тройкой» и «шестёркой». И вот — к истокам, на «Финистах» снова всё по порядку. Но удобно оказались не всем.
Машинисты, работающие на «Ласточках», рассказали нам, что сплошная нумерация вагонов «Финиста» внесёт драйва в процесс завершения поездки в электронном терминале самообслуживания (ЭТСО). Программное обеспечение терминала считает, что моторными должны быть вагоны с чётными номерами, как на классике, но моторные на «Ласточках» — нечётные. Проблему «чёт-нечет» разрешили привязкой счётчиков электроэнергии к чётным вагонам с тяговыми преобразователями (ТП). Как разрешить эту проблему на «Финистах», где моторные вагоны с ТП имеют и чётную, и нечётную нумерацию, собеседники пока не знают. «Не обойдётся без муторной работы по добавлению вагонов в электронный маршрут вручную через режим апелляции, а ещё и показания счётчиков электроэнергии вносить, — посетовали они, — а это наше время». Возражаем, что претензия-то не к заводу, а к разработчикам ПО. «Да не будет никто ничего переделывать, будем мучаться», — смачно выругавшись, закрыли тему машинисты. …Короткая история «Финистов» не была безоблачной. Были снятия с линии с высадкой пассажиров. Были замечены эти машины под тягой электровозов. Но мы верим в то, что это были «детские» несистемные болячки.
Когда мы фотографировали «Финист» недалеко от Балтийского вокзала, в одном из тупиков была замечена изуродованная вандалами неэксплуатируемая машина ЭТ4А, первый отечественный асинхронник, прошедший сертификацию. Наблюдая не пошедшую в серию оригинальную отечественную машину в очень печальном виде, и рядом — серийно выпускаемую, хоть и мало отличимую внешне от не совсем российских прототипов, мы надеемся, что судьба второй будет куда радостней. Номер машины, за которой мы следили, тому подтверждением — уже 038. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO текст и фото Сергей Вершинин
Свежие комментарии