
В кабинетах Лусаки, Дар-эс-Салама и Пекина поставлены подписи, которые возвращают к жизни инфраструктурного зомби — танзанийско-замбийскую железную дорогу ТАНЗАМ. Эта 1860-километровая артерия, построенная полвека назад как символ антиколониальной борьбы и дружбы Китая с Африкой, давно превратилась в призрак самой себя: ржавые рельсы, заброшенные депо, минимальный грузопоток.
Но геополитика не терпит пустоты, особенно когда речь идёт о меди и кобальте — ключевых металлах для глобального энергоперехода. И вот, спустя десятилетия забвения, Китай, Замбия и Танзания объявляют о мега-сделке на $1,4 млрд для полной реанимации магистрали. Это стратегический вызов, направленный на обеспечение китайских заводов сырьём и закрепление Пекина в качестве главного логистического оператора «медного пояса» Африки. Это прямая атака на логистические планы США и Европы, продвигающих конкурирующий маршрут.ТАНЗАМ (Tanzania-Zambia Railway) — это история. Построенная с 1970 по 1975 год при финансировании КНР (тогда это был крупнейший внешний инфраструктурный проект Пекина), дорога решила критическую проблему: как замбийской меди попасть на мировой рынок, минуя расистские режимы ЮАР и Родезии (Зимбабве). Магистраль, проложенная через сложнейшие участки саванны и гор, стала символом суверенитета, прозванным «Дорогой Свободы». После окончания апартеида в 1994 году «свобода» обернулась конкуренцией. Более короткие, быстрые и относительно дешевые маршруты через Южную Африку, Мозамбик и со временем Анголу, перетянули грузопотоки. Совместное предприятие TAZARA (Tanzania-Zambia Railway Authority) страдало от хронического недофинансирования, износа подвижного состава (колея 1067 мм) и управленческих разногласий между Лусакой и Дар-эс-Саламом.
На протяжении последних двух десятилетий TAZARA работала менее чем на 15% своей проектной мощности.«Мы привыкли к тому, что ТАНЗАМ — это музей под открытым небом. Иногда по ней проходили пассажирские поезда для отчётности, но для серьёзного бизнеса она была мертва. Добывающие компании теряли миллионы из-за пробок на границе. Этот $1,4 млрд — не просто инвестиция, это билет Замбии из логистического ада», — говорят представители транспортного цеха с Чёрного континента. Возрождение ТАНЗАМ продиктовано холодным экономическим расчётом. Мировой спрос на медь и кобальт растёт экспоненциально: они нужны для электромобилей, солнечных батарей и модернизации электросетей. Замбия и соседняя ДР Конго — мировые лидеры по запасам этих критически важных металлов. Китай, контролирующий около 60% мирового потребления меди, не может позволить себе зависеть от нестабильных маршрутов. Модернизация, которую возьмёт на себя China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), входящая в CRCC, включает: - $1 млрд — полная замена рельсошпальной решётки, выправка профиля пути для повышения скоростей и внедрение современных систем СЦБ и связи. - $400 млн — закупка 34 новых локомотивов, 16 пассажирских и 760 грузовых вагонов. Эксперты отмечают, что китайцы будут не просто латать дыры, а фактически строить новую дорогу с повышенной пропускной способностью, способной перевозить до 10–15 млн тонн грузов ежегодно, что в разы превышает текущие объёмы. «Китай делает ставку на реинжиниринг старых активов. Зачем строить с нуля, когда можно обновить существующую, стратегически расположенную линию? TAZARA обеспечивает прямой, кратчайший маршрут до портов Индийского океана, откуда легко доставлять грузы в Азию.
Это рациональнее, чем использование длинных южных или западных маршрутов», — утверждает эксперт в сфере международных инфраструктурных проектов. Самый острый момент в этой сделке — её геополитическая подоплёка. Китайская инвестиция в ТАНЗАМ идёт вразрез с планами Запада, который активно продвигает конкурирующий Коридор Лобито. Этот маршрут, поддерживаемый США и ЕС, должен связать медь и кобальт «медного пояса» с атлантическим портом Лобито в Анголе. Вашингтон видит в Лобито «прозрачную и устойчивую» альтернативу китайским инфраструктурным кредитам. Фактически, Африка снова становится полем для «рельсовых войн». Оба маршрута нацелены на одни и те же ресурсы. Но для Пекина восточный маршрут через Дар-эс-Салам более выгоден: он короче для доставки в Китай. Передача CCECC 30-летней концессии на управление линией является главным условием сделки. «Концессия на три десятилетия — это не просто коммерческий контракт, это закрепление геоэкономического контроля. Китайцы получат приоритет на перевозки ключевого сырья, фактически обходя влияние западных игроков, которые вкладываются в Лобито. Замбия получает логистический импульс, но расплачивается стратегической зависимостью», — комментирует источник, близкий к CRCC.
Возрождение ТАНЗАМ — это триумф прагматизма над упадком. Дорога, задуманная в эпоху идеологии, получает вторую жизнь благодаря глобальной гонке за «зелёными» металлами. Китай демонстрирует миру, что его стратегия «Пояс и путь» включает не только строительство новых объектов, но и эффективный реинжиниринг старых. Для Замбии и Танзании это шанс превратить транспортную артерию из ржавого памятника в мощный экономический двигатель, создающий тысячи рабочих мест и снижающий экспортные издержки. Однако успех проекта зависит не только от новых локомотивов и качественных рельсов. Он требует стабильного управления, прозрачных тарифов и способности правительств-акционеров TAZARA работать в унисон с китайским оператором. Переложить рельсы легко, но гораздо сложнее избавиться от коррупции и бюрократии. Африка ускоряется, и теперь ей нужно доказать, что она может контролировать скорость. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Михаил Задорожный
Свежие комментарии