«Российские железные дороги» закопались в саратовском чернозёме и заблудились в волжских затонах: крупнейший проект реконструкции Приволжской ЖД-магистрали, строительство западного обхода Саратовского железнодорожного узла, а по факту — выведение дороги из границ города, сбился с пути, то есть выбился из графика.
Хотя строители уверяют, что всё идёт по плану. Вроде бы иначе и быть не может, ведь главная цель организации саратовского обхода — его внедрение в орбиту международного транспортного коридора «Север — Юг». Ну а пока запланированное открытие западного обхода Саратовского железнодорожного узла, которое должно было бы состояться в наступившем году, уже перенесли на 2026 год. Изначально предполагалось завершить строительство в 2027 году, но по поручению президента Владимира Путина срок в какой-то момент сдвинули на 2025. Однако сейчас всё снова затягивается. Это очень беспокоит как операторов, так и портовиков. В частном разговоре представитель одного из крупнейших портов АЧБ сетовал на сдвиг сроков. По словам собеседника, «Саратов очень тормозит проход грузов. Вместе с пробками на Западносибирской и Южноуральских ЖД проблемы растут, как снежный ком. Обход Саратова должен серьёзно ускорить прохождение грузов в западном направлении». Первую очередь железной дороги, отрезок от Липовского до Курдюма, завершили аж в 1988 году.Дальше стройку заморозили. Распался Советский Союз, исчезли и финансирование, и необходимость этого направления, груз не поехал. Вспомнили о проекте только в середине нулевых. Начали готовить технико-экономическое обоснование проекта, даже определились со сроками — вторую очередь намеревались открыть ближе к 2010 году. Но что-то пошло не так, и все работы остались на бумаге. Снова про саратовскую обходную дорогу вспомнили в 2016 году. Тогда ответственные лица заявили, что отрезок пути от Курдюма до станции Ивановский будет открыт в 2025 году. Несмотря на бесконечные сдвиги, проект существует. Более того, он одобрен на самом высоком уровне, обход важен и региону, и городу. Пока время позволяет, так как запустить движение по плану должны всё же не завтра, а в конце 2025 года. Подгоняет и тот факт, что грузоперевозки по МТК «Север — Юг» идут. А его частью как раз должен стать саратовский отрезок. Главная роль этой линии — как разгрузка самого Саратова (вывод путей за границы города и жилых кварталов, и автомобильных улиц и переулков), так и увеличение перевозки грузов по МТК (до 50 млн тонн ежегодно). Кроме строительства железнодорожной линии Курдюм — Ивановский, проект предусматривает создание второго пути на участке Липовский — Курдюм. Там будет полностью заменена контактная сеть. Вместе с ней реконструируют обе станции, включая Татищево. Сливки снимет станция Ивановский. Она получит четыре главных пути, десять приёмоотправочных. Упакуют всё в новую необходимую инфраструктуру, включая пост электрической централизации и диспетчерский пункт для управления контактной сетью. В проекте предусмотрено строительство моста через реку Латрык длиной 885 метров и такого же искусственного сооружения под посёлком городского типа Татищево. Но там мост, если его возведут, должен сразу стать достопримечательностью районного масштаба, как самый высокий в Поволжье. Его высота будет равняться 45 метрам. «Мы в рамках федерального бюджета выделили средства — надеюсь, что в ближайшие два года закончится работа по строительству железнодорожного обхода Саратова, то есть все грузовые поезда пойдут не через город. Сейчас эта работа уже идёт, так же как полномасштабная реконструкция саратовского железнодорожного вокзала. Он будет соответствовать современным требованиям. Это будет фактически новый железнодорожный вокзал, но будет работать только на пассажирские поезда», — заявил в конце июня прошлого года спикер Госдумы Вячеслав Володин. Будучи коренным жителем Саратовской области, политик активно продвигает весь проект на благо родного края. Пиар и внимание на уровне парламента — это, конечно, хорошо. Однако лучше узнавать новости из первых рук, то есть в профильных ведомствах. Чем мы и занялись. В министерстве транспорта Саратовской области Vgudok рассказали, что именно и за какие деньги планируется сделать (документ имеется в редакции) по проекту. «По информации Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», проект реализуется по отдельным этапам строительства. Ориентировочный объём финансирования с учётом удорожания материалов и строительно-монтажных работ составит около 96,6 млрд руб. Открытие движения по новой ветке планируется в конце 2025 года с завершением сопутствующих работ в 2027 году. Основная цель проекта — увеличение пропускной и провозной способности к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов для реализации экспортного потенциала Российской Федерации и обеспечения экономического суверенитета. Реализация проекта является ключевым фактором не только для продвижения грузопотока транспортного коридора Кузбасс — порты Азово-Черноморского бассейна, но и международного транспортного коридора Север — Юг, поскольку строительство обхода позволяет разделить эти потоки без ущерба эксплуатационным показателям и скорости движения поездов. После реализации данного проекта появится возможность пропуска 108 пар поездов в сутки с пропускной способностью новой ветки 142 млн т/год.
Эффекты от реализации данного проекта для Саратовской области: - дополнительные налоговые платежи и взносы в бюджет Саратовской области; - возможность увеличения пригородного железнодорожного движения в Саратовской и городской агломерации в формате городская электричка; - создание более 300 рабочих мест; - улучшение экологической обстановки в г. Саратов и снижение уровня шума; - увеличение участковой скорости; - устранение инфраструктурных ограничений железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов; - В 2023–2024 годах ОАО «РЖД» были развёрнуты строительно-монтажные работы по этапам 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12 и техническому перевооружению участка Курдюм — Липовский», — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев. В 2024 году объём инвестиций по проекту составил более 27,0 млрд руб. В целях открытия движения по обходу Саратова строительно-монтажные работы ведутся опережающими темпами, с превышением плановых параметров текущего периода инвестиционной программы на 33%.
Мы не могли не расспросить о ходе работ и подрядчиков. «Проект строительства Западного обхода Саратовского узла разделён на 11 этапов. К настоящему времени Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя выполнил более 50% запланированных работ. Устройство насыпей и выемок выполнено на 100%, под укладку верхнего строения пути передано более 30 км земляного полотна из запланированных 120 км. Проект включает строительство 96 искусственных сооружений. В их числе — 41 водопропускная труба под притрассовыми автодорогами и 43 водопропускные трубы под железной дорогой, из них 35 уже смонтированы. Также предусмотрено строительство 7 путепроводов и 5 металлических мостов. Длина самого протяжённого моста — 883 метра, он почти готов: полностью смонтировано пролётное строение, ведётся обстройка опор и устройство служебных проходов. Работы идут в соответствии с графиком. Открытие рабочего движения запланировано на декабрь 2025 года.
Реализация проекта обеспечит рост объёма перевозок грузов в порты Азово-Черноморского бассейна и дополнительный пропуск порядка 50 пар поездов в сутки. Вывод грузового движения из города разгрузит центр Саратова, улучшит дорожную и экологическую обстановку, позволит развивать городское пространство», — рассказали Vgudok в ГК «Нацпроектстрой». Обход Саратовского узла важен всем. Он позволяет вывести транзитную работу из города, увеличить скорость и сократить время нахождения грузов на участке. При этом не стоит отдельно выделять МТК «Север — Юг», рассказал vgudok.com президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Обход Саратовского узла востребован и во внутрироссийском и других направлениях. Для Международного транспортного коридора обход Саратовского узла — это сокращение времени нахождения груза в пути. В то же время реализация столь масштабного и важного проекта затянулась, так как были важные и требующие более быстрой реализации проекты. В целом на горизонте двух лет обход может быть полностью построен и запущен. Здесь важными фактором является система приоритетов инвестиционной программы «Российских железных дорог», — считает эксперт. Так что это, прежде всего, внутрироссийская история.
СПРАВКА. Основные цели проекта. Устранение ограничений железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевая) до 154 пар поездов. Строительство новой ветки Курдюм — Ивановский в двухпутном варианте электрифицированных путей и восстановление второго перегонного пути Липовский — Курдюм. Эксплуатационная длина 69,7 км.
Фото: ОСК 1520 Обеспечение прогнозируемого объёма перевозок через Саратовский узел в размере 142,0 млн т, в том числе обеспечение прироста грузооборота в направлении Азово-Черноморского бассейна на 30 млн тонн. Отвлечение транзитного потока от Саратовского узла в сообщениях Сенная — Волгоград и Ртищево — Нефтяная — Анисовка. Улучшение экологической обстановки города Саратова за счёт снижения шумовой нагрузки и загрязнённости коридора следования нефтяных и сыпучих грузов. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Михаил Задорожный
Свежие комментарии