На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Показатели РЖД гонят на красный в сторону зелёного. Погрузка на железнодорожной сети продолжает капризничать и отказывается выходить из минусовой зоны

Первый день первого месяца зимы, как и любой другой месяц года, — время отчётности по погрузке на сети РЖД. За ноябрь, как следует из сообщения компании, на ЖД погрузили 94,2 млн тонн, что на 1,5% меньше показателей год к году. По итогам 11 месяцев на сети РЖД погружено 1021,3 млн тонн, что на 5,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.

Тотального позитива в цифрах никто, разумеется, не ждал. Тем более что месяц назад маятник статистики даже качнулся в нужную сторону, к слову, впервые за пару лет. Так что зиму отрасль встречает без особых потрясений — минус полтора процента не повод для паники.

В остальном, если обсуждать отдельные номенклатуры, тектонического слома каких-либо трендов не произошло. Как напоминает руководитель аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency (RSA) Александр Слободяник, наиболее значительное снижение было в мае 2025 года, когда погрузка год к году сократилась на 9,4%. При этом в последние месяцы наблюдается сокращение темпов негативной динамики, а в октябре 2025 года, впервые с октября 2023 года, погрузка показала незначительный положительный результат.

Инфографика «С сентября 2025 года наблюдается положительная динамика погрузки угля. Рост погрузки связан с несколькими факторами, среди которых значительное сокращение расходов по оплате услуг операторов грузовых вагонов и происходящий в последнее время рост экспортных цен. Кроме того, значительное влияние на динамику погрузки угля оказывает низкий уровень грузовой базы предыдущего периода.

В осенние месяцы погрузка угля сокращалась на протяжении нескольких лет.

Если проводить сравнительный анализ с уровнем 2021 года, то погрузка угля в сентябре-ноябре 2025 года к уровню сентября-ноября 2021 года сократилась на 12,3%», — отметил в беседе с VG г-н Слободяник.

Инфографика ИПЕМ По словам эксперта, незначительный отрицательный результат общей погрузки на сети в целом в ноябре 2025 года и положительный результат в октябре 2025 года также связан с низким уровнем грузовой базы предыдущего периода. Так, в ноябре 2024 года к уровню ноября 2023 года погрузка сократилась на 5,8%. В результате погрузка в ноябре 2025 года была на 12,8% ниже уровня ноября 2021 года. В сентябре-ноябре 2025 года к уровню сентября-ноября 2021 года снижение составило 13,0%. Низкий уровень грузовой базы связан с несколькими факторами. Одним из них является происходящее в последние годы активное переключение грузоотправителей с железнодорожного транспорта.  «Активное переключение грузоотправителей также наблюдается в сегменте чёрной металлургии. В результате по итогам 11 месяцев 2025 года погрузка чёрных металлов к аналогичному периоду 2024 года сократилась на 17,4%, погрузка лома чёрных металлов снизилась на 33,2%. Важно отметить, что перевозка лома чёрных металлов автомобильным транспортом, в отличие от железнодорожного, находится примерно на уровне 2024 года», — добавил Александр Слободяник. По словам собеседника VG, в части положительных моментов можно отметить сохраняющийся рост погрузки химических и минеральных удобрений. За 11 месяцев 2025 года было погружено 64,4 млн тонн, что на 4,5% выше уровня 11 месяцев 2024 года. Стоит отметить, что темпы положительной динамики погрузки удобрений в ноябре были одними из наименьших — погрузка возросла только на 1,7%.

При этом в сентябре и октябре рост превышал 7%. Замедлению темпов роста способствовало существенное увеличение погрузки удобрений в ноябре 2024 года к уровню ноября 2023 года — рост составил 9,4%. В то время как в сентябре 2024 года погрузка к уровню сентября 2023 года сократилась, а в октябре 2024 года была на уровне октября 2023 года.  «Росту погрузки удобрений продолжает способствовать высокий уровень спроса на внешнем рынке и развитие портовых мощностей. Основной объём экспортных отправок был погружен в направлении портов Северо-Запада, где портовые мощности наиболее развитые. С августа 2025 года положительную динамику показывает погрузка зерна, чему способствует начало более высокий сбор урожая в текущем сельскохозяйственном году. При этом положительная динамика погрузки ежемесячно растёт. Если в августе 2025 года к августу 2024 года погрузка увеличилась на 4,3%, то в ноябре рост составил уже 25,9%», —  добавил собеседник VG.

Инфографика ИПЕМ По словам г-на Слободяника, в декабре 2025 года стоит ожидать усиления темпов негативной динамики погрузки на сети РЖД к уровню декабря 2024 года. Этому будет способствовать достаточно высокий уровень грузовой базы декабря прошлого года. Так в декабре 2024 года к уровню декабря 2023 года погрузка на сети ОАО «РЖД» сократилась наименее существенно — снижение составило 1,4%. Аналогичная наименьшая негативная динамика наблюдалась только в феврале 2024 года. В остальные месяцы года снижение погрузки было более значительным. Этому в том числе способствовал положительный результат погрузки угля — в декабре 2024 года к уровню декабря 2023 года погрузка угля выросла на 3,1%. При этом на протяжении остальных месяцев погрузка угля находилась в отрицательной зоне.

В связи с этим по итогам декабря 2025 года также стоит ожидать снижение погрузки угля к уровню декабря 2024 года. Также ожидается сохранение негативной динамики у грузов металлургического и строительного комплекса. В то же время сохранится тренд предыдущих периодов, и погрузка удобрений и зерна будет в положительной зоне. По мнению другого собеседника VG, президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, в целом можно говорить о тренде на замедление падения погрузки. «Последние три месяца погрузка по сети ещё не восстановилась, но уже и не падает. То есть сейчас наблюдаем такой волатильный тренд. До конца года он, скорее всего, сохранится. Связано это, в первую очередь, с улучшением экспортной конъюнктуры для части наших грузов, включая уголь. Соответственно, падение во внутрироссийских перевозках перекрывается экспортной динамикой. Для экономики улучшение экспортных поставок является благоприятным стимулом. 

 И я надеюсь, что где-то с марта 2026 года динамика погрузки выйдет в зелёную зону. По итогам года, к сожалению, останемся в красной зоне. То есть погрузка в 2025 году будет ниже уровня 2024. Если декабрь нас не подведёт, то где-то в районе минус 4, минус 4,5, думаю, можем закрыться», — отметил г-н Иванкин, добавив, что в будущем прирост возможен за счёт металлургов и угля. Какое будет итоговое падение и какие цифры положит монополия под новогоднюю ёлку — узнаем совсем скоро. Многое, конечно, будет зависеть от очевидных геополитических решений или их отсутствия. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO   Владимир Максимов

 

Ссылка на первоисточник
наверх