Министерство транспорта объявило о реформе в сфере управления дорожными (в том числе с припиской «железно» — прим. ред.) стройками. ФОИВ окончательно разочаровался в системе оперативного управления «Эталон», с которой работал до последнего времени, и решил запустить собственный аналог. Разработка Минтранса призвана, в числе прочего, упорядочить процессы модернизации Восточного полигона.
Ранее за это как раз отвечала СОУ «Эталон», однако с её разработчиком ведомство сотрудничество решило не продлевать. О серьёзности намерений говорит просьба министра Романа Старовойта к президенту Владимиру Путину поддержать начинание по технической самостоятельности реализации топовых инфраструктурных проектов. Инициатива федерального ведомства выглядит логично, учитывая повсеместный тренд на импортозамещение (хотя «Эталон» продукт отечественный) и техническую независимость государственных структур.Роман Старовойт. Фото: РИА Новости Однако вопросы, кто займётся разработкой нового продукта, сколько придётся в неё вложить и насколько долгим и безболезненным будет переход на новую систему, пока остаются без ответов. На комментарии СМИ в Минтрансе предпочитают не отвечать. Между тем такой глобальный проект, как модернизация БАМа и Транссиба, на паузу ставить никто не даст. Хотя информация о том, что третий этап той самой модернизации Восточного полигона может быть смещён на 1-2 года уже есть, о чём мы расскажем в ближайшее время. И в связи с этим новый вопрос: кто будет контролировать процессы в эту непростую эпоху? Возможности «Эталона» не безграничны, но они есть. Система использовалась для контроля реализации нацпроектов «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).
Подробнее о функционале системы Vgudok рассказал эксперт, пожелавший не называть своего имени: «В «Эталон» вносились данные по ходу строек. В каком состоянии сегодня находится тот или иной строительный объект. Идёт строительство двухпутных станций или же проходит реконструкция станции Х — соответственно, есть параметры, которые в программу забиваются, проще говоря, что должно быть сделано и в какие сроки. И туда же вносится информация на определённый отчётный период. Сутки, неделя, месяц и так далее. Потом система показывает, что, условно, по этому конкретному объекту есть отставание, а по другому работы идут с опережающими темпами.Кроме того, «Эталон» мог просчитать эффект от введения тех или иных объектов в плане увеличения пропускной способности на определённом маршруте. А где-то она не увеличивается настолько, насколько было запланировано, и эффекты от этого будут следующие. По факту, задача системы была показать, насколько идёт отставание, увеличение графика проведения работ относительно норматива и какие эффекты в целом от этого получает дорога, ЖД-магистраль, Восточный полигон или транспорт в целом». Сколько именно было потрачено на работу Эталона», никто не знает. Однако в открытых источниках указано, что, в 2019–2022 годах «Сибирские интеграционные системы» заключили контракты с Минтрансом и Росавтодором (по данным СПАРК) на предоставление прав использования «Эталона» и поддержку пользователей общей стоимостью более 500 млн руб.
Вероятнее всего, кто-то из федеральных компаний увидел кусок рынка, который захотел забрать, считает экономист Николай Кульбака. «Едва есть серьёзные претензии к компании-разработчику, тем более что продукта на замену пока нет. Следовательно, речь идёт о деньгах», — говорит эксперт. По некоторым данным, среди разработчиков «Эталона» официально был не резидент Российской Федерации. В итоге возникли вопросы по обслуживанию самой системы и сохранения конфиденциальности информации, рассказал Vgudok свою версию президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
«Условно говоря, если «Эталон» не обслуживать, он нормально работать не будет. Любая информационная система требует постоянной поддержки. За счёт того, что там не российские разработчики, вопрос сопровождения программы, поддержания, её актуализации в нормальном состоянии встал на паузу. Правительство этим делом озадачилось и приняло решение, что надо менять «Эталон». Это не единственная такая программа у нас в стране. Производство новой может обойтись не так дорого, как многие ожидают. Вопрос исключительно в сроках. Необходимо установить систему, обучить персонал, встанет сейчас вопрос о переносе старых данных в новую программу и так далее. По опыту могу сказать, что такая процедура занимает не меньше года. Как бы быстро всё это ни делали. Некоторые физические данные можно перенести быстро, но адаптация, притирка займёт не менее года.
Уход «Эталона» никак на работе всех структур не отразится. Это просто система учёта. Тот же самый Восточный полигон как строился, так и будет строиться. Тут вопрос в оперативности получения данных», — резюмирует наш собеседник. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на премиальный Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Михаил Задорожный
Свежие комментарии