На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Минтруда пугает РЖД приключениями Электроников. Ведомство вспомнило Сыроежкина и прогнозирует замену людей на железной дороге ИИ на 80%

По данным федерального Минтруда, к 2030 году 80%-ная автоматизация процессов охватит несколько отраслей, в том числе и железнодорожные перевозки. Учёные оптимизма ведомства не разделяют, заявляя, что этот показатель и через десять лет не превысит 20%. Однако даже такой прогноз всё равно вызывает иронию у экспертов и вот почему.

Кадры убегают наутёк Федеральный министр труда Антон Котяков публично представил прогноз производительности труда в отдельных отраслях и заявил о перетоке кадров из одной отрасли экономики в другую. В ближайшее пятилетие из-за замены человека искусственным интеллектом лидерство в ряде отраслей возьмут машины, считает чиновник и смело подтверждает сказанное цифрами внутриведомственных исследований. «Развитие ИИ формирует переток кадров. Сегодня лидерами по автоматизации и применению ИИ являются отрасли железнодорожного транспорта, торговли, сельского хозяйства. Здесь ИИ превысит 80% с точки зрения потенциала», — заявил господин Котяков. Заявления чиновников всегда были предметом больших дискуссий и аналитических процессов, и этот случай не исключение.

Как пел лихой прогульщик Сергей Сыроежкин из детского кинофильма «Приключения электроника», и на сети совсем скоро вместо людей вкалывать будут роботы. Впрочем, они давно уже это делают. Только в курсе ли глава Минтруда? Роботы управляют железной дорогой Например, в пригородном перевозчике ЦППК (компания вышла из состава госмонополии в 2014 году) постепенно меняют кассиров на кассовые автоматы. Хотя в пресс-службе ЦППК не ответили ни на запрос редакции о кадровых переменах, ни на вопрос о количестве установленных билетных автоматов, эти сокращения весьма существенны, как выяснил Vgudok.

Например, на станции «Комсомольская» у Ярославского вокзала из десятка окон только в двух работают кассиры, а билетных автоматов насчитывается 10. То же самое наблюдается и на Курском вокзале: кассиры работают только в трёх окнах из семи, а билетных автоматов насчитывается шесть. Однако, как показывает опыт московского метро, кассир работает в 3–5 раз быстрее «робота». Автоматические кассы настолько «задумчивые», а защитное стекло такое толстое, что по скорости работы им далеко до человека. И эту проблему ещё предстоит решить. ИИ распространяют и на локомотивные бригады. В пятилетней перспективе количество машинистов и их помощников на МЦК могут сократить, потому что готовят к запуску автоматический скоростной поезд. Им будут управлять не машинисты из кабины, а ИИ.  Эта система машинного зрения для автоматических беспилотных электропоездов разработана ВНИИ АС ОАО «РЖД» и уже активно обкатывается на московских железнодорожных магистралях. 29 августа 2024 «Ласточку» ЭС2Г 113 с уровнем автоматизации УА3 на МЦК запустили на МЦК в тестовом режиме. За счёт разработанных российскими учёными технологий ИИ поезд идёт по рельсам автоматически, без ручного управления локомотивной бригады. Система распознавания посторонних предметов позволяет беспилотному поезду «видеть» стоящие на рельсах предметы с расстояния более полукилометра, и системы торможения включаются автоматически. «Автоматизированы посадки высадки пассажиров, а также различные нештатные ситуации отрабатывает машинист, но он теперь работает в "одно лицо" без помощника машиниста», — говорит Vgudok во АО «НИИАС». Когда беспилотные поезда начнут курсировать по МЦК, неизвестно, в пресс-службе госмонополии не смогли оперативно предоставить комментарий на эту тему. Добавим, что сначала беспилотный поезд будет ходить по МЦК, затем, в случае успешности, их могут распространить на другие железнодорожные проекты. Правда, для этого придётся договариваться с партнёрами. «С переходом работы в «одно лицо» и параллельно прорабатываем вопрос с Дептрансом Москвы по концепции полностью беспилотного поезда», — говорят Vgudok в РЖД. Автоматизация неизбежно приведёт к сокращениям персонала. Сейчас, по данным филиала госмонополии, ДОСС, отвечающей за движение скоростных поездов, на кольце трудятся 480 машинистов и помощников машинистов поездов. В будни по МЦК курсирует 242 пары поездов «Ласточка», в выходные дни — 211, заявляют Vgudok в ДОСС. В случае запуска беспилотного поезда кадровые перемены обязательно произойдут, то есть часть машинистов и их помощников с МЦК со временем придётся перевести на другую работу. Этот факт в ДОСС пока не комментируют. Пока автоматическую «Ласточку» активно тестируют на МЦК, учёные АО «НИИАС» продолжают активные испытания систем технического зрения, навигации, модулей увязки бортового оборудования, систем связи на скоростном беспилотном поезде «Ласточка» (ЭС2Г 136). Правда, процесс посадки и высадки пассажиров, а также различные нештатные ситуации пока ещё отрабатывают машинисты, которые теперь работают в «одно лицо» без помощника машиниста. Когда удастся реализовать этот проект, в РЖД не говорят, однако автоматизацией беспилотного поезда не ограничиваются.

Прогнозировать запуск беспилотной «Ласточки» стопроцентно не получается. Её в РЖД планировали запустить в серийное производство ещё пять лет назад, но помешала пандемия и геополитические события в Европе. Когда беспилотные поезда пойдут по МЦК, официально не заявляли: идут переговоры со столичным Департаментом транспорта, который и должен в итоге определить тип электропоезда. В Дептрансе не смогли оперативно предоставить комментарий по этой теме. По данным источников Vgudok в РЖД, чиновникам предстоит сделать выбор между «Иволгой» («Трансмашхолдинг») и «Ласточкой» («Уральские локомотивы», «Синара»). Об этой дуэли производителей пассажирского железнодорожного ПС Vgudok писал ещё пять лет назад.  Но с тех пор воз не сдвинулся с мёртвой точки, он, как говорится, и ныне там. ИИ в зародыше Сейчас сотрудники в АО «НИИАС» разрабатывают концепцию робототехники инфраструктурных систем железнодорожной госмонополии на ближайшее десятилетие. Они определяют бизнес-процессы на сети в зонах, где людей можно заменить роботами.  Уже есть и первые результаты. Созданы, например, робототехнические комплексы для автоматического рассоединения вагонов. В планах у АО «НИИАС» — создание автоматизированных локомотивов.   «Рассматривается вопрос по автоматизации магистральных грузовых локомотивов на БАМ», — говорит источник Vgudok во АО «НИИАС». Инженеры этого института презентовали и создание автоматического заправщика для тепловозов, а ещё — робота для слежения для инфраструктуры на железнодорожной станции. Это далеко не все проекты, над которыми сегодня работает институт. Однако даже если всё запланированное удастся реализовать в срок, ИИ вряд ли захватит 80% процессов в РЖД, говорят Vgudok учёные.

«Работы ведутся, но 80% недостижимо точно, вспомните парадокс Моравека, который не будет разрешён в ближайшее время. Моя оценка — максимум 10–20% в горизонте 5 лет», — говорит заместитель генерального директора АО «НИИАС», технический руководитель проектов по беспилотным поездам Павел Попов. Довольно сдержанны в прогнозах о распространении ИИ и отпрошенные редакцией отраслевые аналитики. «Дальше беспилотной «Ласточки» на МЦК автоведение широкого применения ещё не получило, также как управление перевозочным процессом осуществляется человеком. Потому говорить о сокращениях персонала в связи с применением ИИ на железнодорожном транспорте преждевременно», — говорит президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Заявления министра по поводу главенствования ИИ на железной дороге весьма оптимистичны, по крайней мере, так считают разработчики. Удастся ли автоматизировать процессы хотя бы на 20%, станет ясно не раньше постановки таких проектов на поток. Роботы обязательно будут вкалывать на железной дороге. Пока же из-за несогласованности в действиях между чиновниками столичного правительства и менеджмента железнодорожной госмонополии размыты сроки запуска автоматического поезда на МЦК. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Анна Героева

 

Ссылка на первоисточник
наверх