
Помните анекдот про мужика в кассе, озвучившего примерно такой монолог: «Девушка, можно мне в плацкартном вагоне, верхнее боковое место возле туалета? И я видел цыганский табор билеты покупал, можно в этот же вагон. А вот эти пьяные дембеля там же едут? Тогда точно в этот вагон. Понимаете, тёща послала купить билет, я такой случай не могу упустить».
На самом деле народный фольклор через призму юмора привлекает внимание к отдельной касте пассажиров, устраивающих на земле, в воде и воздухе никому не нужные представления. Вахтовики, цыгане, дембеля, да и просто любители зелёного змия — серьёзная беда пассажирского транспорта. Каждый, кто хоть раз сталкивался с дебошем в поезде или самолёте, знает: ситуация выходит из-под контроля быстро. И если в самолёте хулиган может задержать рейс и поставить под угрозу жизни десятков людей, то на железной дороге — сорвать график движения сотен поездов и десятков тысяч пассажиров. К сожалению, меры ответственности за подобные инциденты пока что устрашают скорее на бумаге, чем реально сдерживают «любителей шоу». А ведь они могут не только громко звучать, невкусно пахнуть и доставлять дискомфорт согражданам и персоналу, но и нести реальную угрозу жизнями и здоровью людей — в последнее время случаи, когда в руках у дебоширов оказывались ножи и даже огнестрел, не редкость. А работники транспортного цеха даже попадали в заложники — в прямом смысле этого слова.С начала 2025 года тема ужесточения наказания для дебоширов на транспорте активно обсуждается в экспертных кругах и политике. Депутаты недавно внесли в парламент проект закона о значительном увеличении штрафов за хулиганство на борту самолётов.
По словам автора документа, «пассажиры должны понимать, что нарушение порядка — это не просто нарушение правил, а опасное преступление с реальными последствиями». В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что из-за хулиганов регулярно задерживаются рейсы, страдают другие пассажиры и персонал, а авиакомпании несут значительные финансовые потери.РИА Новости Проект предполагает увеличить штрафы: - до 5 тысяч рублей за курение на борту; - до 10 тысяч рублей или арест до 15 суток за мелкое хулиганство; - до 12 тысяч рублей за отказ выполнять законные распоряжения командира воздушного судна. Это однозначный шаг вперёд, но вопрос — достаточно ли таких мер для транспортной отрасли в общем? Ведь железнодорожный транспорт сталкивается с аналогичными проблемами, а ужесточения ответственности для дебоширов на ЖД всё ещё явно недостаточно. Железнодорожные перевозки — кровеносная система российской транспортной системы. Ежедневно миллионы пассажиров садятся в поезда, многие проводят в пути часы и даже дни. К сожалению, среди них находятся и те, кто нарушает порядок — от громких «вечеринок» в купе до агрессивного поведения и даже попыток вмешательства в работу персонала. Психологи отмечают, что замкнутое пространство поезда, длительное время в дороге и алкоголь способствуют росту конфликтов. В 2023–2024 годах участились случаи дебоша в поездах дальнего следования, отмечают официальные данные РЖД и МВД.
Сейчас законодательство о нарушениях общественного порядка в транспорте на железной дороге регулируется статьёй 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и статьёй 213 УК РФ («Хулиганство»). Однако практика показывает, что наказания зачастую несоразмерны ущербу, а процедура привлечения к ответственности осложнена. По данным МВД, многие случаи дебоша завершаются штрафами в несколько тысяч рублей или административным арестом на 5–10 суток. По словам экспертов, это не стимулирует пассажиров соблюдать порядок. Реальные задержки поездов от хулиганских действий часто обходятся перевозчикам и пассажирам гораздо дороже. В 2024 году РЖД совместно с МВД инициировали усиление мер на железнодорожных вокзалах и в поездах: увеличили присутствие охраны, активизировали видеонаблюдение и оперативные группы реагирования. По официальным данным, такие меры частично снизили количество инцидентов, но комплексного решения всё ещё нет. В открытых обсуждениях и соцсетях пассажиры и эксперты жалуются на разрыв между заявленными правилами и реальной практикой. Это влечёт за собой снижение доверия к перевозчикам и создаёт дополнительные риски для пассажиров. Из интервью с сотрудниками РЖД и МВД, опубликованных в официальных источниках, следует, что ведомства понимают проблему и стараются её решать. Однако вопросы координации, правоприменения и ресурсов остаются главными препятствиями.
Опыт зарубежных стран говорит, что простое увеличение штрафов — не панацея. В Японии, Германии и Франции комплекс мер включает строгие наказания, эффективную работу охраны, профилактические программы и активное информирование пассажиров. В России развитие законодательства должно идти по тому же пути. Помимо ужесточения штрафов, нужно: - развитие образовательных кампаний для пассажиров о правилах поведения; - внедрение современных систем видеонаблюдения и оперативного реагирования; - интеграция информационных каналов для быстрого информирования и привлечения к ответственности; - активное взаимодействие между транспортными компаниями, МВД и пассажирскими организациями. Железная дорога и авиация — ключевые элементы транспортной системы России. От безопасности и порядка на этих видах транспорта зависит не только комфорт пассажиров, но и экономическая устойчивость отрасли. Штрафы за дебош в самолётах — первый важный шаг к созданию культуры ответственности.
Однако на железных дорогах меры пока что выглядят недостаточными. Совместная работа перевозчиков, правоохранительных органов и пассажиров позволит повысить дисциплину и снизить риски, с которыми сегодня сталкиваются тысячи людей. ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Владимир Максимов
Свежие комментарии