Энергетический кризис, вызванный ростом цен на энергоносители, грозится поглотить Старый Свет. Железные дороги Европы столкнулись с резким ростом цен на электроэнергию. По заявлению Сообщества европейских ЖД и инфраструктурных компаний (CER) затраты на электроэнергию составляют от 10 до 20% расходов железнодорожных компаний, и эти цифры растут.
По сравнению с 2021 годом затраты на тяговую электроэнергию удвоились. В некоторых государствах членах ЕС цены на электроэнергию выросли в 10 раз. В этих условиях операторы могут переложить часть ценового бремени на пассажиров и грузоотправителей, увеличив стоимость билетов и тарифы на грузоперевозки.CER и Европейская ассоциация железнодорожных грузоперевозок (ERFA) призывают Брюссель и национальные власти оказать поддержку железнодорожной отрасли. А именно — разработать стратегию поддержки операторов и компаний управляющих инфраструктурой, а также более широкой поддержки железнодорожной отрасли в борьбе с ростом стоимости энергии в Европе. «Даже в тех случаях, когда железнодорожные предприятия закупали энергию на оставшуюся часть 2022 года и на 2023 год, отсутствие верхнего предела цен на энергию для грузовых железнодорожных перевозок приведёт к тому, что железнодорожные предприятия не только резко повысят цены для своих клиентов, но и ограничат выход на новые рынки, для ограничения потребления энергии. Это нанесёт ущерб способности сектора расти в соответствии с целями Европейской стратегии устойчивой и интеллектуальной мобильности.
Поэтому необходимо, чтобы Европейская комиссия и государства-члены предприняли шаги по ограничению цен на энергию для стратегически важных секторов, таких как железнодорожные перевозки, в качестве краткосрочного решения.
В рамках более долгосрочного решения необходимо будет найти устойчивый механизм ценообразования на энергию для железнодорожных перевозок», — говорится в обращении, опубликованном на сайте ERFA. Власти стран членов Европейского союза также ищут пути, которыми железнодорожная отрасль их стран сможет хотя бы в какой-то степени нивелировать рост цен на электроэнергию. Правительство Франции рекомендовало национальному железнодорожному оператору — Национальной компании железных дорог (SNCF) изучить возможность сокращения курсирующих поездов в рамках плана по экономии электроэнергии. Общее энергопотребление SNCF составляет 1-2% от общенационального, и в компании опасаются, что в 2023 году расходы вырастут на несколько сотен миллионов евро.В свете этого полукомические инициативы о возвращении на стальные магистрали европейских держав паровой тяги уже не выглядят так уж несерьёзно. В последние годы «зелёная повестка», которая господствовала и в политическом мейнстриме и в общественном мнении европейских стран, диктовала необходимость отказа от авиаперелётов. Взамен планировалось увеличить число пассажирских ночных поездов. И действительно, за несколько лет их число возросло. Теперь, очевидно, предлагается вернуться ещё на 50 лет назад и заменить тепловозы и электровозы на старые добрые локомотивы, оснащённые паровыми машинами.
Однако железная дорога может не только отбирать, но и производить электроэнергию. Причём, следуя в русле повестки, непременно «зелёную». Британская компания Bansket Energy предложила размещать солнечные батареи непосредственно на железнодорожных рельсах. В ходе совместных испытаний британских визионеров и германских железнодорожников из Deutsche Bahn на шпалы были установлены солнечные батареи. По подсчётам британцев, данная конструкция способна вырабатывать до 0,1 МВт электроэнергии на километр. Впрочем, пока в немецком железнодорожном операторе не спешат пускать инновацию «на конвейер».
Власти стран ЕС и Великобритании обещают спасти население от повышения цен. В одних странах вводится потолок на цены газа или электроэнергии, в других домохозяйства будут получать субсидии. Но рост цен на транспорт косвенно ударит по всему. Кроме того, власти не объясняют потребителям, откуда возьмутся средства на дотации: изымут через налоги или напечатают станком. Всё это похоже на «Тришкин кафтан» и поражает своим лицемерием. Остаётся надежда, что здравый смысл проснётся на морозе. Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok Василий Юхневич
Свежие комментарии