В любой отрасли предпринимательской деятельности со временем формируются признаваемые всеми индикаторы цен, ответственными за которые становятся пользующиеся самым большим доверием экспертные агентства или специализированные СМИ. До 2022 года в железнодорожной отрасли самым компетентным в области публикации ставок аренды операторов единогласно считался связанный с Украиной журнал «Промышленные грузы».
Данное издание присутствовало на российском рынке около 15 лет, накопив со временем немалый объём данных не только о ставках аренды грузовых вагонов, но и о смежных с предоставлением подвижного состава рынках — вагоностроения, производства комплектующих и ремонта вагонов. Весь 2022 год подписчики журнала «Промышленные грузы» испытывали определённые сложности со своевременным получением сведений.В конце 2022 года этот журнал прекратил свою деятельность.
Российские конкуренты бывшему ценовому агентству отрасли появились быстро и при первых признаках предсмертных судорог. Начиная с 2022 года в железнодорожной отрасли нет недостатка в источниках данных о ставках аренды вагонов. Сегодня таких источников насчитывается восемь.
С точки зрения пользователя данными такое соперничество многочисленных изданий в одной и той же сфере имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные. Положительный аспект заключается в том, что сведения о ставках аренды всегда можно сопоставить, выбрав либо среднее значение, либо наиболее устраивающее. Да, к сожалению, некоторым пользователем нужно рисовать своим инвесторам «определённую» картину мира и разнообразие данных, между которым можно маневрировать тут очень кстати.
Отрицательный момент состоит в том, что рынку, экспертному сообществу и государству всё-таки нужен один проверенный ориентир с известной и принятой методикой формирования показателей.Так, сравнение данных о значениях ставок доходности вагонов (несколько иной показатель, чем ставки аренды) показывает в некоторых случаях их кратный разрыв.
Например, по состоянию на 30.11.2023 г. ставка доходности крытого вагона составляла более 6000 рублей по данным сервиса ЭТП ГП «Цифровая логистика». А в других источниках этот показатель варьируется от 2600 до 3300 рублей в сутки. В связи с изложенным логично предположить, что уже в ближайшем будущем произойдёт сокращение числа субъектов представления информации о ставках аренды и доходности грузовых вагонов. Потребители не могут долго ориентироваться на источники, данные в которых либо дублируются, либо противоречат друг другу. В современном мире люди вынуждены экономить время даже больше, чем деньги, что естественно приведёт к отказу от разных изданий в пользу какого-то одного. Поэтому уже в 2024 году на рынке должно остаться только одно-два издания, специализирующихся в вопросе оценки ставок аренды. А в среднесрочной и долгосрочной перспективах видится наличие только одного источника информации.
Итак, каким же признакам должно соответствовать издание, претендующее на роль основного источника данных о ставках аренды грузовых вагонов? Такие признаки можно выделить уже сейчас. Они будут актуальны не только при появлении лидера общественного мнения в отрасли, но и при удержании этим лидером своих позиций.
Конечным результатом конкурентной борьбы будет не столько оформление какого-либо отраслевого издания, публикующего данные о ставках грузовых вагонов, в качестве основного, но институциализация предоставляемых данных.
Институциализация возможна только при признании одного из изданий в качестве самого достоверного и надёжного источника информации в течение определённого времени. Я хотел бы проиллюстрировать будущую институциализацию сведений о ставках аренды, отметив сразу, что такие иллюстрации одновременно являются и примерами практического применения сведений о ставках аренды. 1. Включение в качестве ценового ориентира в преддоговорной работе и в договорной практике. Как уже говорилось, постоянный мониторинг договоров аренды показывает кратную разницу в ставках в один и тот же период по одному и тому же типу вагонов. Одной из причин такого разнообразия является неинформированность или запутанность сведений о ставках аренды.
В последующем нетрудно предположить появление формулировок в договорах аренды вагонов, в договорах поставки новых вагонов, а также договорах на ремонт вагонов и предоставление подвижного состава официального упоминания ценовых параметров институциализированного издания. Получается, что единое издание будет в какой-то степени и регулировать рынок, так как все реальные и потенциальные стороны договора аренды и предоставления договоров будут сверять свои действия по поводу формирования конечной цены с данными этого единого издания.
Денис Семёнкин То есть со временем издание не будет догонять рынок, публикуя размеры ставок в виде отчётов, а само будет задавать ценовые ориентиры вольно или невольно. Как ни парадоксально, это неизбежный процесс, растянутый со временем на 3-4 года, когда накопится критическая масса игроков, постоянно оглядывающихся на объявляемые рыночные ставки. 2. Включение в качестве ценового ориентира в инвестиционные планы, бизнес-модели и бюджеты операторских компаний и грузоотправителей. Сложность прогнозирования ставок аренды и предоставления грузовых вагонов является одной из самых больших проблем грузоотправителей при работе с парком операторов в режиме спотовых (коротких, сезонных) контрактов. Если размер тарифа ОАО «РЖД» известен до начала года и в большинстве случаев не меняется в течение этого года, то ставки операторов могут меняться в течение одного месяца. Привязка цены контракта на аренду и предоставление вагонов к ценам единого издания хоть как-то смягчает ситуацию, удерживая цену от резких скачков чаще чем раз в месяц. 3. Использование данных ведущими средствами массовой информации, оказывающих самое большое влияние на экономическую общественность и на государство. 4. Использование данных при проведении научно-исследовательских работ. 5. Использование данных оценочными и экспертными организациями. 6. Использование данных в судебно-арбитражной практике. Самое печальное в истории с единым ценовым изданием о ставках операторов может произойти в случае, если кто-то из крупных участников рынка пожелает приобрести полностью или частично раскрученный источник данных. После этого можно забыть о независимом анализе рыночных ставок.
Плохо будет, если российское государство решит отдать мониторинг ставок операторов в руки одного из госорганов.
Тогда о качественном и своевременном предоставлении сведении можно будет забыть. Для того чтобы не произошло ни того, ни другого варианта, убивающего прозрачность, независимость и квалифицированность предоставления информации о ставках операторов, и государству, и транспортному сообществу правильно сохранить некий статус-кво в вопросе взаимоудаления от организации, публикующей данные о положении дел в отрасли. Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok Денис Семёнкин, заместитель председателя ОЖдПС
Свежие комментарии