На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Сеть РЖД контролируют героини ППК. Репортёр Vgudok под прикрытием узнал, как работают железнодорожные кассиры-контролёры

Служба сбора доходов пригородных электричек функционирует благодаря стараниям сотен кассиров-контролёров, чья работа, как выяснил Vgudok, на самом деле весьма трудна. Стать контролёром может любой, кто неутомим, стрессоустойчив, общителен, склонен к перемене мест. Вакансий для таких людей на удивление немало.

Почему — в расследовании нашей редакции. Не теряй контроль! В 2014 году, пригород почти полностью вывели из структур госмонополии. В столичном регионе и близлежащих областях услуги пригородных перевозок на электропоездах оказывает Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). Сегодня она перевозит пассажиров на всех направлениях, кроме тех, которые курсируют на ленинградском — они относятся к АО «Московско-Тверская Пригородная пассажирская компания» (МТ ППК). Кассиры-контролёры — это те, кто проверяют, оплатил ли человек право проезда на том или ином участке пути. Для этого он тратит годы собственной жизни и резервы здоровья за небольшой оклад и премии.

Рабочий график кассир-контролёр получает в начале месяца от старшего. Как правило, в месяц на маршрут приходится выходить 11 раз. Работают люди этой профессии в ЦППК по схеме «два через два». Длится смена 11 часов, за которые каждый кассир-контролёр должен проверить проездные документы у пассажиров в 10-11 электропоездах с учётом часового обеденного перерыва. Работа, со стороны кажущаяся такой простой и понятной, на деле монотонная, стрессовая и утомительная хотя бы потому, что связана с общением с людьми, которые, как известно, разные, поэтому многие не выдерживают и увольняются после испытательного срока, который согласно ТК длится три месяца.

 В ЦППК и в «МТ ППК», куда редакция отправила запросы на получение информации, не ответили на вопросы, сколько штатных контролёров числится в отделах кадров и сколько людей уволилось за последний месяц. Однако устроиться на работу контролёром, как убедились наши репортёры, довольно просто: нужно приехать на станцию участка железной дороги или позвонить в отдел кадров, например ЦППК, и заявить о своих намерениях. А если вы готовы к многочасовой ходьбе и общению с пассажирами, если пунктуальны и вежливы, обучаемы и умеете обращаться с ПДК — портативным кассовым аппаратом, который умеет считывать штрихкоды предъявляемых проездных документов, то здесь можно задержаться на несколько лет, доработать до пенсионного возраста или сделать карьеру: стать старшим кассиром-контролёром, инструктором или даже руководителем. Но для этого придётся много и долго работать.

РИА Новости Средний возраст кассиров-контролёров на МЦД-1, который мы взяли для примера, не больше сорока лет; в основном это женщины, каждая из которых имеет за плечами бэкграунд в виде работы в офисе или, например, в сфере торговли, как Екатерина и Мария (имена вымышлены, — прим. ред.). Обе из Лобни, обе работали на МЦД-1 и раньше, в штате компании не так давно, но знают нюансы. Например, с учётом неустойчивого в последнее время интернета, расписание электричек, билеты пассажиров которых нужно проверить, у девушек переписано в блокнот каллиграфическим почерком. Тут на одном листе указаны все планы на день. Всего поездов 11. Между ними максимальный интервал полчаса. Поэтому поезд до Савёловского вокзала ещё не успевает отойти от перрона полностью, как контролёры начинают работать. Алгоритм очень простой: нужно поздороваться, попросить предъявить проездные документы и считать аппаратом штрихкод билета или приложить к нему пластиковую «Тройку», «Социальную карту москвича» и т.д. Справляются быстро, автоматически портативный кассовый аппарат считывает всё со штрихкода. Полный пассажирами вагон, как правило, удаётся пройти за 20–25 минут, а наш полупустой можно пройти за 10. Однако время тратится ещё и на объяснения с пассажирами, которые ударяются в длинные рассказы, почему не купили билет на станции или как так получилось, что у них в билете на писано «безденежно», а подтверждающего права на льготу документа при них нет. Объяснить необходимость предъявлять документы контролёр может, а вот права прикоснуться к человеку и вывести его из вагона у него нет, вместо этого он просит покинуть вагон и выйти на ближайшей остановке, если пассажир отказывается оплачивать проезд и сбор в 200 рублей. Есть такие станции, где купить билет действительно негде, тогда контролёр должен продать билет пассажиру в вагоне.

Вот кавказская семья в тамбуре. Женщина постарше держит перед собой коляску с младенцем, молодая девушка стоит рядом. Контролёр объясняет им, что вместе со сбором за троих за проезд от станции «Турист» (пункта продажи билетов не значится) до «Окружной» им придётся заплатить на месте 1080 рублей или выйти. Семья выбирает второй вариант и прощается с контролёром. Через пару вагонов на выход были отправлены две девушки, которые сходу признались, что билеты для них дороги, поэтому они их не купили. Они встали и молча пошли к автоматическим дверям, а потом покинули вагон. На самом деле, такие сговорчивые пассажиры  попадаются реже, чем хотелось бы. Некоторые начинают спорить, ругаться. Поэтому в одиночку контролёры на работу если и выходят, то только в сопровождении охранника — это правило техники безопасности. Нервные деньги за нервные клетки В целом работа кассира-контролёра сводится к сбору доходов в пользу компании-работодателя, однако заработать самому тут сложновато. Например, контролёрам, работающим в пределах «Лобня — Дмитров» положен оклад 40 тыс. рублей с копейками. Бывает, что выплачивается и квартальная премия, тогда к начислению можно получить дополнительный оклад или даже 100 тыс. рублей. У тех, кто работает на участке пути от Лобни до Савёловского или от Белорусского вокзала до Одинцово, денег существенно меньше даже с премиями, чем у их коллег, которые работают в дальнем Подмосковье. Премии гораздо проще лишиться, чем её заработать. Оштрафовать могут и за отсутствие платка в униформе, за опоздание на рейс, за жалобу от пассажира и многое другое. Конечно, дополнительные деньги можно заработать. За каждый отсканированный в вагоне билет контролёр получает фиксированные 2 руб. 60 коп. вне зависимости от стоимости этого билета. Однако в этом случае речь идёт больше о символических деньгах, чем о полноценном заработке. То есть, если в вагоне хотя бы 10 человек купят билет от Дмитрова до Савёловского вокзала за 198 руб. по «Тройке», то компания получит  с этого 1980 руб., а контролёр — 26 руб. Комментарии, как говорится, излишни. Тем более, контролёр обслуживает не всю электричку: если в поезде 11 вагонов, то они обслуживают шесть из них, если идут с головы состава, и пять — если проверяют билеты с хвоста состава. Контролёр обслуживает даже не весь вагон. Он имеет право проверить билеты только у  половины пассажиров, оставшуюся часть проверяет напарник или напарница. Проверяют билеты в шахматном порядке. Одно купе проверяет один контролёр, следующее за ним купе — другой контролёр и так до середины состава, где они встречаются с коллегами, идущими с проверкой с другого конца.

В общем, эта работа не приведёт рядовых сотрудников к обогащению, но контролёры говорят, что в ней и без денег немало доброго и светлого. В тамбуре после проверки электрички всегда найдётся что обсудить и над чем повеселиться, как было в день нашего визита. Да хотя бы то, что на весь поезд было всего шесть безбилетников — уже повод для радости. «А недавно мы ходили в «Театр Сатиры» на постановку, ещё летом можно съездить в Сочи, деньги за билет компенсируют. Ну платят как платят, а я думаю, что эта работа всё равно лучше, чем в офисе сидеть», — говорит наша собеседница Мария. Раньше она работала менеджером в фирме, которая занимается перевозками, ежедневно ездила в Москву, пока три года назад фирма не закрылась. У её напарницы за плечами много лет работы продавцом, специфика деятельности у обеих была связана с людьми и документами. Им эта работа не страшна даже в том случае, когда они вынуждены продавать билеты под открытым небом, когда на станции отключают электричество по независящим от контролёров причинам, и продавать билеты на вокзале нельзя. Поэтому контролёры продают их на станции или прямо под открытым небом вне зависимости от погодных условий. Они не имеют права отказаться от выполнения этих обязанностей, ведь им нужно доработать положенные по трудовому договору часы рабочей смены. Берегите ваших контролёров Нанимая персонал, руководство вначале пускает его на пару рейсов со штатными контролёрами, чтобы он, что называется, примерил работу на себя. Ведь она физически и психологически сложная, и человек, принимая кадровое решение, должен понять, что жить теперь он будет по расписанию электричек, работать с недовольными гражданами и так будет всегда, пока он не уволится. Наши собеседницы вспоминают, что им приходилось выходить на работу и 31 декабря, и 1 мая, и в День Победы. Они вспоминают эти дни с теплотой ведь «в праздники оплачивают по двойному тарифу». Это хорошо, поскольку в календарные праздники электрички не всегда ходят загруженные, а зарабатывать нужно. Выбрать произвольно электричку они не имеют права, «спасибо» за проверку никто не скажет, а вот на штраф нарваться в этом случае очень легко. Мы стоим в Икше, куда приехали 10 минут назад. К соседнему перрону на скорости летит электричка из области. Но никто из девушек не стремится в неё: там работает другая бригада, войти в электричку — это помешать её работе. У каждой бригады своё расписание, и если его нарушить и этот факт станет известен руководству, то неприятностей не избежать. «Засветиться» таким образом можно благодаря ревизорам — представителям надзора из той же ЦППК или вагонным камерам.

Но обычно порядок никто старается не нарушать: свои бы электрички успеть проверить. Например, рабочий день Марии и Екатерины начался с пяти утра, их первая электричка стартовала из Лобни в область, а закончится в десять вечера. Нужно будет ещё доехать до Дмитрова, сдать оборудование (кроме кассового аппарата у контролёра есть видеорегистратор для съёмки происходящего в вагоне) и вернуться домой. С сентября их переводят на другую дистанцию: теперь они будут проверять электрички от Савёловского вокзала до Дмитрова. Удлиняется дистанция — должен увеличиться и оклад у обеих женщин. Однако насколько больше им удастся заработать, будет ясно не раньше, чем они получат свою первую зарплату. Пока что после вычета всех положенных налогов они получают чуть больше 36 тыс. руб., при этом за отсканированные билеты удаётся получить ещё 15 тыс. руб. В общем, теперь вы поняли, что контролёр-кассир — это сложная работа, влекущая трудолюбивых и нежадных, неутомимых и добросовестных людей, для которых всегда найдутся вакантные места. ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO   Анна Героева, Дмитров — Лобня — Икша

 

Ссылка на первоисточник
наверх