На фоне проходившей в столице выставки «TransRussia 2025» и съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, где выступил президент РФ, едва не осталась незамеченной новость с грифом «срочно». Один из крупнейших железнодорожных операторов, компания Globaltrans созывает собрание акционеров для продажи активов «Трансатланту».
Предварительная сумма сделки почти 770 млн долларов, а причина «сброса» активов — давление на бизнес. Совет директоров железнодорожного оператора Globaltrans на 3 апреля назначил собрание акционеров для решения вопроса о продаже активов группы российской компании «Трансатлант» за 766,8 миллиона долларов. Поводом продать бизнес могло стать давление на рынок железнодорожных перевозок. Такой тезис значился в отчётности Globaltrans за 2024 год.Происходит это на фоне профицита вагонов на сети и сложностях в операционной работе. Как результат, зафиксированное снижение погрузки, снижение грузооборота. К этому добавились ограничения от РЖД по количеству подвижного состава на сети. Globaltrans отметил также рост давления на затраты операторов из-за увеличения тарифов на перевозку порожних вагонов, а также рост стоимости ремонтов и запчастей. Грядущая сделка может внести коррективы в верхнюю часть рейтинга крупнейших ЖД-операторов, опубликованного не так давно. Впрочем, речь не идёт о тройке лидеров — там всё стабильно: ПГК, ФГК и «Деметра» сохраняют свои позиции. Также уверенно чувствует себя НТК, ставшая первой по грузообороту. В целом пока всё говорит о том, что тренд на консолидацию активов и выбывание мелких и средних игроков сохранится и в 2025 году. Хотя, как показывает пример Globaltrans, перемены могут коснуться и многолетних флагманов рынка.
Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в первом квартале 2024 года. Источник: "Коммерсант" Для всех в отрасли давно стало очевидным, что на базе одной очень мощной финансово-промышленной группы идёт консолидация всех операторских активов. В кулуарах сейчас все тихо посмеиваются над представителями крупных операторов, которые из себя что-то строили, рассказывали, что будут заниматься поглощением других коллег, а выяснилось, что пришли люди посильнее и поглотили их самих, рассказал Vgudok заместитель руководителя А ОЖдПС Денис Семёнкин. «Все имена, которые создавали операторский рынок, остаются далеко в прошлом. Очевидно, что происходит скупка активов одной и той же компанией с одним стилем. Судя по всему, в эту группу уже входит «Первая грузовая компания», «Атлант», «Деметра Холдинг», «М-Сталь», скорее всего «СГ-Транс», который будет обращён в доход государства, а потом приватизирован согласно планам Минфина. Теперь вот и «Новая перевозочная компания». На выходе мы получим огромного оператора с одним хозяином. Государство об этом всё знает и ему это нужно. Дело в том, что «Российские железные дороги» — это невероятно сильный субъект. Никто и ничего с ним сделать не может. Ни антимонопольная служба, ни Минтранс не были субъектами в вопросах выстраивания железнодорожной политики. То есть РЖД обходили всех: грузовладельцев, операторов, регуляторов. Расставляли своих людей, лоббировали свои интересы, а в итоге теряли все. Сейчас обозначено устойчивое падение грузовой базы, железнодорожный транспорт неэффективен.
Для того, чтобы создать настоящий противовес такой махине, государство идёт на создание мегаоператора, который вынудит РЖД считаться с собой. Крупные операторы, объединившись в некую общественную организацию, не смогли создать противовес устремлениям ЖД-холдинга. Что он хочет, то и делает, нарушая все мыслимые и немыслимые нормативные акты. Противовес же монополии, по версии государства, может создать некая очень мощная коммерческая структура, созданная для уравновешивания интересов в отрасли. Уже в следующем году мы увидим контуры этой структуры. Это будет мощный железнодорожный гигант, который наверняка будет прорываться и на пространство других стран, в частности Казахстана и Белоруссии», — полагает эксперт. В управлении компании Globaltrans на сегодняшний день находится более 63,5 тыс. единиц подвижного состава. На эти вагоны уже имеется потенциальный покупатель. Им может стать ЗПИФ (Закрытый паевой инвестиционный фонд) «Трансатлант» под управлением «КСП Капитал Управление Активами».
Фото: сайт Globaltrans Присутствие Globaltrans на железнодорожном рынке весьма, простите за тавтологию, глобально: это и перевозка нефтеналивных грузов с управлением парком цистерн, чем занимается БТС. НПК берёт на себя перевозку насыпных грузов в универсальных полувагонах. УПК ремонтируют полувагоны и колёсные пары. «ГТИ Менеджмент» сдаёт в аренду вагоны и оказывает транспортно-экспедиторские услуги. На конец 2023 года, по данным отчётности, 26,7% Globaltrans владела AQNIET Capital LLP казахстанского бизнесмена Кайрата Итемгенова. Ещё 11,5% было у Marigold Investments Ltd., которую связывают с одним из основателей Globaltrans Андреем Филатовым. Также среди акционеров назывались Litten Investments Ltd. (5,1%), Transportation Investments Management Ltd. (0,9%) и менеджмент с долей 0,1%. Free-float Globaltrans — 55,7%. В прошлом году грузооборот и погрузка у компании снизилась сразу на 20% к году. На горизонте пяти лет потребуются значительные инвестиции для поддержания текущих объёмов бизнеса, отмечают в Globaltrans. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Михаил Задорожный, Владимир Максимов
Свежие комментарии