Иду с женой и ребёнком мимо Ленинградского вокзала. Трое полицейских. Один длинно плюет метра на четыре и чуть не попадает в нас. Мы останавливаемся. - В следующий раз не промахнусь! – смеётся он. Входим в вокзал. Двое охранников РЖД у металлоискателей. - Ребята, кто здесь главный над полицией? – спрашиваю я.
- С какой целью интересуетесь? - С целью призвать их к порядку. Лица вытягиваются. - Там… – неопределенно машет один вглубь вокзала. Сколько частных охранников в России? Как долго нужно учиться, чтобы получить лицензию? Кого берут и кого не берут на эту работу?- Своей охраны у РЖД нет, – просветил меня по телефону щебечущий девичий голосок. –Но есть «РЖД-охрана», это отдельное предприятие, зайдите к ним на сайт, там всё написано… Сайт «РЖД-охраны» приглашает на работу специалистов 4-6 разрядов. Из необходимых документов – удостоверение частного охранника, медсправка, диплом о прохождении обучения. Люди требуются во многие города. В учредителях ООО «РЖД-охрана» числятся сама монополия с долей, абсолютно близкой к 100% и составляющей 21,8 миллионов рублей, и некий гражданин, вовремя внесший в уставной капитал аж одну (!) тысячу рублей. Ну, не хватало у корпорации...
5-6 разряды – высшие. Разрешено оружие. А как вообще становятся охранниками в России? - Нужно отучиться 70 часов за 10 тысяч рублей, – говорит Алексей Н. Он имеет 6 разряд, руководит ЧОПом, с оружием не расстаётся и говорить согласился только по старой дружбе. – Чтобы получить право на оружие, платишь больше – тысяч на 5-8.
- А освидетельствования? -Вот смотри, – говорит он. – Я на той неделе на права пересдавал. Пришёл за справкой. Мне говорят: вот баночка, сходите в туалет. Я сходил. Вердикт через пять минут, всё «ок», следов наркоты не обнаружено. Ну, а если бы я баночку подменил? - Что, в туалете добрый дядя стоит, всем пописать за них предлагает? - С собой бы принёс. Или с доктором бы договорился. Полно фирм, оказывающих услуги подобного рода… В России трудятся примерно 700 тысяч частных охранников. Это не считая управленцев, вневедомственной охраны, сторожей, и т.д. В смену охраннику платят 1500-2300 рублей. Организация, которую охраняют, перечисляет за каждого сотрудника ЧОПу тысячи три рублей в смену минимум. ООО «РЖД-охрана» само является учредителем, по меньшей мере, двух ООО – «РЖД-ТБ» и «РЖД-АЦ». Соответственно, ему полностью принадлежащих.- Справки из психдиспансера добываются также легко, – продолжает Алексей. – И если ты не явный психопат, в охрану тебя возьмут. Впрочем, явных тоже берут, но не в такие структуры, как «РЖД-охрана». Помельче. - Привет, зёма, – подхожу к плечистому и высокому мужику в форме лет сорока на Казанском вокзале, – а как охранником к вам устроиться? - Сам, что ли, хочешь? - Нет, мне уж поздно. Племянник с армии пришёл. - Ну, пусть отучится, и к нам. - Платят в срок? - День в день. - Льготы есть? - Проезд, премии, да мало ли… Кто эти люди? «РЖД-охрана» отдаёт предпочтение вчерашним силовикам, оно и понятно. Но существует ли психологический контроль за людьми с оружием? В армии солдатам, находящимся в карауле, запрещено передавать письма: мало ли что там, а у него – автомат, да пара рожков. - Контроль, конечно, существует, – продолжает Алексей. – Но смотри… Ситуации разные. Заболел человек, запил, да мало ли? Подмены нет. Ну, и заступит какой-нибудь левый, с кем ты вась-вась, деньги-то уплочены, выставляй человека. А куда мне деваться? Сам за каждого не встанешь, а люди есть люди. По армии знаю, как меняется психология, даже когда ты не АКМ цепляешь на плечо, а просто вешаешь на пояс штык-нож. Возникает обманчивое состояние силы и превосходства. Между тем, конфликты с частными охранниками в Москве – притча во языцех. И мало кто задумывается, что многие охранники при оружии. Сайт «РЖД-охраны» гордо повествует, как доблестные сотрудники в октябре предотвратили в Самаре и в Минводах попытки проноса двух патронов в вокзалы, а также ножа типа «керамбит». 7 ноября. Вхожу в здание Рижского вокзала. Брюки «клеш», фетровая шляпа, в кармане – финский нож. В саквояже – газовый баллончик, портрет Льва Троцкого и томик Кропоткина, будильник, коробка пластилина. Детского. - Вещи ставьте на транспортер, – хмуро говорит охранник. Я прохожу под рамки и открываю саквояж. Второй человек в форме делает шаг ко мне. - Спокойно, ребята, – говорю я, и показываю удостоверение газеты «Советский патриот» за 1986 год. С золотым словом «ПРЕССА». - Да мы спокойны, – говорит второй, и я беспрепятственно прохожу вовнутрь. Многие из работающих в ЧОПах чувствуют себя в столице людьми второго сорта, город их пугает и не любит. Кто из нас не встречал волчьего взгляда человека в форме? Кто-нибудь занимается социальной адаптацией людей, приехавших из глубинки и расхаживающих с оружием?
- Слушай, – говорит Алексей, – ни после Афгана, ни после Чечни никто и не подумал мне помочь. А ты ведь помнишь, как у меня крышу несло? Сто грамм, и я снова в Кандагаре. В США программа реабилитации ветеранов основана на препаратах с обратным захватом серотонина и на общении, длится, по-моему, месяцев тринадцать. Здесь ты не нужен никому. А теперь представь: на тебя смотрят как на мебель, стараются задеть, конфликты на смартфоны снимают. У кого-нибудь крышу точно сорвёт. Что ж, никто не спорит с тем, что частная охрана нужна. Но… Белорусский вокзал. У выходов на перроны стоит низкого роста тётка в форме, поперёк себя толще. На красном лице – горящие злые глазки. Она не пускает обратно выскочившего на минутку к табло отца семейства. - А я говорю – кругом пойдёшь! Не положено! – орёт она. Её умоляет жена мужика. Плачут в голос двое ребятишек. Куча чемоданов. Снаружи – дождь, а идти вокруг – метров семьсот. - Не пущу!! – пуще прежнего расходится бабища. Толчея, орут опаздывающие. К тётке подходят ещё двое охранников. - Слышь, сейчас вообще никуда не поедешь, – говорят они мужику. И тот возвращается под дождь… Игорь Воеводин, специально для vgudok.com P. S. Если ООО «РЖД-охрана» – «дочка» РЖД, то вопрос, кому принадлежит имущество охранного предприятия, разбивается на две части: де-юре и де-факто. И, по принятым в России понятиям ведения бизнеса, является риторическим. А имущества, которое должно обеспечивать безопасность пассажиров, что у «дочки», что у самой монополии – на миллиарды рублей, об этом мы уже неоднократно писали. И кто за него отвечает, так же как и кто контролирует самих охранников, выяснить весьма проблематично. Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото и видео контент на нашей странице в Instagram
Свежие комментарии