Группа депутатов Государственной думы внесла на рассмотрение законопроект, предлагающий отменить динамическое ценообразование при продаже билетов на железнодорожный транспорт студентам, пенсионерам, многодетным семьям, детям-сиротам, инвалидам, а также гражданам с низкими доходами. «Введение законодательных ограничений на изменение стоимости проезда для отдельных категорий граждан направлено на предотвращение злоупотреблений монопольным положением перевозчика», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Авторы законопроекта рассчитывают, что его принятие создаст предсказуемую систему ценообразования на железнодорожные перевозки, будет способствовать снижению социальной напряжённости и укреплению доверия граждан к государственным механизмам регулирования деятельности естественных монополий. За цветастыми фразами законотворцев скрываются очевидно позитивные начинания, но всё не так однозначно. И дело не в том, что РЖД против условно бедных, а депутаты за них. Но пока всё выглядит как некий популистский проект, который просто-напросто не будет работать.В подтверждение этого стоит отметить, что в отрасли указывают на некоторое дилетантство подхода парламентариев, ведь как раз пресловутое динамическое ценообразование не только позволяет монополисту зарабатывать на вагонах класса «люкс» и делать кому-то скидки. Кое-кто вообще намекает, что инициатива законотворцев может спровоцировать на ЖД появление нового вида кросс-субсидирования, уже пассажирского. И это в то время пока рынок пытается бороться с грузовым… Плюрализм мнений депутатов и экспертов — в исследовании Vgudok. — Не поддерживаю данный законопроект. В нынешней ситуации возникают такие моменты, когда перевозчик зачастую продаёт билеты несколько бюджетнее, если видит спрос.
Таким образом, пассажиры могут купить более доступные проездные документы, — рассказал редакции председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.«Формат отмены динамического ценообразования уберёт все льготы, все акции и зафиксирует стабильное значение. Возможность управлять спросом достаточно позитивно, по моему мнению, сказывается на всех отраслях и позволяет им развиваться. В том числе в интересах граждан, когда появляются скидки и разные акции. Отмена подобных решений, думаю, не совсем оправдана», — полагает эксперт. В целом, такое впечатление, что авторы законопроекта не совсем понимают, что такое динамическое ценообразование. Есть свободное и регулируемое ценообразование. То, что оно может быть динамическим, а может и не быть, рассказал Vgudok председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. «Что значит динамическое? Это, допустим, если цена на определённый билет меняется раз в неделю или чаще. Если это происходит раз в месяц, то это уже не динамическое. И изменения вызовут довольно большие проблемы. Во-вторых, это предлагается, в том числе, и для малоимущих. Но они, в основном, ездят в плацкартах и общих вагонах, цена на билеты в которые и так регулируемы. И там лучше помогать через установление регулируемых тарифов. Малоимущие, которые ездят в купейном вагоне или СВ, наверное, бывают, но это редкий случай. То, что тарифы на плацкарты и общие вагоны как раз регулируются — это и есть мера помощи.
Я не вижу оснований и целесообразности такой закон принимать. Вообще, думаю, что политики всегда заинтересованы в том, чтобы повышать свою популярность среди избирателей, в том числе среди малоимущих. Вот они и показывают, как они о народе заботятся», — скептически комментирует наш собеседник. Мы сейчас идём по пути приоритизации интересов определённых секторов экономики и слоёв населения. В грузовых перевозках это выражается в приоритизации грузов перед отправлением, в пассажирских перевозках есть желание вынести из подручных механизмов людей, скажем так, с низкими доходами. В какой-то степени это задача государства, и позиция правильная.
Однако сегодня не имеется чётких методик определения всех этих слоёв населения, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Не надо это перекладывать на плечи «Российских железных дорог» в плане выпадающих доходов или создания каких-то дополнительных проверок. Есть механизм ценообразования, он действует. Мы фиксируем, что стоимость проезда для малоимущих граждан составляет определённую цифру на разных направлениях. И в зависимости от того, какая цена на проезд в моменте, государство эту стоимость компенсирует. Если просто выводить этих людей из динамического ценообразования и стоимость поездки круглый год будет одна и та же, то это приведёт к тому, что РЖД будут вынуждены в динамическое ценообразование эту разницу заложить. За малоимущих будут вынуждены платить те, кто может заплатить за себя и за того парня. Не совсем правильно получается и здесь появляется переход к перекрёстному субсидированию. При этом всё делается там, где уже есть механизм, он работает и успешно себя показал.
В принципе, любой малоимущий гражданин сегодня может в течение 90 суток создать себе более-менее комфортные условия, чтобы выбрать те опции, в рамках которых ему будет удобно путешествовать. Напрашивается такой пример, когда у нас ветераны труда обладают определёнными приоритетами при покупке машины и гаража. Это ещё в советское время было. Но только они сами этим не пользовались, а делали это их дети и внуки. Они покупали автомобили, оформляли на них гаражи и так далее. Мы можем прийти к тому, что у нас за счёт малоимущих появится вариант со спекуляцией билетов и вытекающими из этого проблемами», — считает эксперт. За динамическую модель очень долго боролись и она, в целом, себя показала очень хорошо. Как пример, посмотрите на платные парковки. Можно долго рассуждать, дорого это или нет, но, когда попадаешь в центр города, там стоит ценник в 600 рублей и при этом ни одного парковочного места свободного нет.
Фото: РИА Новости Человек задаёт вопрос, а ведь 600 рублей — это не предел. Люди могут позволить себе заплатить и больше. Когда мы говорим о динамической системе ценообразования, то надо посмотреть на поезда. Они в сезон идут битком набитые, рассказал Vgudok эксперт, знакомый с ситуацией в сфере пассажирских ЖД-перевозок. «Конечно, возникает вопрос, как малоимущему человеку создать возможность поездки куда-либо. Но с другой стороны, а почему это должно решаться за счёт кого-то другого? Можно создать отдельную нитку, на поезда там будут продаваться билеты только через госуслуги, образовать некий фильтр. И будет понимание, что в этих вагонах ездят определённые категории граждан. Как, например, парковки для инвалидов.
И сразу все понимают, что есть затраты на такой состав, есть затраты, которые можно собрать с населения, и то, что компенсирует государство. И не возникает вопрос, что кто-то ездит за счёт кого-то, просто есть специальный сервис», — резюмирует эксперт. ВГУДОК представляет экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Михаил Задорожный
Свежие комментарии