На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Новая упаковка старых тарифов. Переживёт ли железнодорожный Прейскурант 10-01 «юридико-технические» правки РЖД

Опубликованный проект нового Прейскуранта № 10-01, который отныне называется «Тарифное руководство №1», вызвал бурную и неоднозначную реакцию рынка. Одни утверждают, что, по сути, в Прейскуранте ничего не изменилось. Другие обращают внимание на немалый объём документа и называют его «тарифной Библией».

Первая небыстрая реакция (откройте документы по ссылке выше и поймёте почему. — Прим. ред.), полярные мнения экспертов и рынка — в материале Vgudok. «Стабильность и предсказуемость тарифов — краеугольный камень долгосрочного планирования. Мы инвестируем миллиарды в модернизацию, строим новые мощности. И если правила игры внезапно меняются, это может обрушить все наши расчёты. Надеемся, что Документ принесёт не увеличение логистической нагрузки, а хоть какое-то упрощение правил игры. Посмотрим, как всё будет реализовано это «в ценах 2025 года». 

Если будет просто консолидация уже принятых решений, ладно. Но если это откроет дверь для «тонкой настройки» в сторону увеличения доходов монополии, то это будет не «юридико-технические», а самые что ни на есть экономические перемены. В какую сторону?» — сказал в беседе с Vgudok представитель металлургической компании, пожелавший остаться анонимным. Стоит отметить, что работа велась 2 года, но для рынка это неизвестный документ, поскольку Басманная делала его без консультаций и составила для игры в одни ворота. Однако впервые с 2003 полностью внесены все изменения, возникавшие за эти годы и сняты вопросы применения нормативно-правовой базы По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, ничего революционного ожидать не стоит.

С учётом больших объёмов изменений, которые были внесены в Прейскурант № 10-01, а ныне — Тарифное руководство №1, с 2003 года, с Минюстом и регулятором было принято решение о переиздании прейскуранта в текущей редакции: «Единственное, там есть незначительные корректировки, которые убирают юридические нестыковки. И вторая часть публикуется с цифрами, индексированными до текущего уровня, то есть не в ценах 2003 года. Соответственно, телеграмма об индексации теперь будет применяться именно уровнем, который указан в новой редакции тарифного руководства». По его словам, пока никаких глобальных изменений грузовладельцы не почувствуют, все основные изменения отнесены на более поздний срок до изменения общей экономической ситуации. А переименование связано лишь с тем, что Минюст считает такое количество изменений в Прейскурант за более чем 20 лет недопустимым. Поэтому и возникла необходимость его переиздать.  «Это будет документ 2025 года, но по содержанию и сути он не будет отличаться от того документа, который действует сейчас, образца 2003 года. Что касается изменений, то сейчас документ выложен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, и могут быть какие-то замечания, которые регулятор сочтёт необходимым принять. Плюс ещё будет регистрация Минюста — там тоже могут быть какие-то правки. Но я не думаю, что что-то глобальное в документе может быть уже изменено», — добавил Павел Иванкин.

По словам ещё одного источника редакции в ж/д отрасли, с позиции регулятора это логичный шаг. «Документ, по которому живёт целая отрасль, не может быть лоскутным одеялом. Его нужно периодически чистить, систематизировать. Если заявлено, что тарифная нагрузка не меняется, значит, основные формулы, принципы расчёта остаются прежними. Это должно внести определённость», — пояснил наш источник. Экономист Николай Кульбака отметил, что первое впечатление от документа — отсутствие серьёзных видимых изменений. Однако это не означает, что последующих чтениях они не возникнут.  «Наибольшее опасение вызывает именно переименование документа, поскольку, как мне кажется, оно означает привлечение к его корректуре команды юристов, которые имеют некую цель. Больше всего вызывает вопросов упоминание в заголовке дополнительных услуг. Всё это наводит на мысль, что документ будет направлен на получение дополнительных сборов с операторов с целью улучшения финансового положения РЖД и сокращение дотирования железных дорог со стороны государства. В условиях жёсткой конкуренции с автомобильным транспортом всё это вызывает опасения», — сказал г-н Кульбака. Источник на операторском рынке на условиях анонимности сказал Vgudok, что отрасль ждёт ловушек и пытается понять подводные течения.

«Мы это уже проходили. Каждый раз, когда говорят о технических правках или приведении к единому знаменателю, мы ждём подвоха. Опыт показывает, что даже самое незначительное изменение в методике или в таблицах расстояний может привести к ощутимому росту наших расходов. А «цены 2025 года» — что это? Просто индексация? Или пересмотр базовых ставок? Пока это туманно», — отметил представитель операторского рынка. Ещё один источник Vgudok в транспортной отрасли после первого ознакомления с документом отметил, что внесены изменения по тарифам, принятые за последние 20 лет, а также ⁠внесены изменения из других правил перевозок, которые влияют на тарифы, например, плата за кратчайшее расстояние. Однако помимо утверждённых изменений внесены уточнения по формулировкам, по которым было много вопросов, например, по какому времени считаются тарифы (ответ — по местному). Кроме того, ⁠трактовка ряда спорных пунктов, по которым РЖД ранее давало разъяснения, — «это тоже опасно, так как они не утверждались регуляторами».  «Считаю, что прейскурант — это как ПДД, и все изменения должны проходить юридическую экспертизу и обсуждаться на общественных площадках, и утверждаться хотя бы за полгода до вступления в силу. И, конечно, это нельзя считать как один к одному (я про прейскурант), даже если размер тарифов не изменится», — отметил собеседник редакции. На следующий день после публикации Тарифного правила №1, объёмный текст которого сели изучать все представители отрасли, на всё том же сайте regulation.gov.ru был опубликован проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках, утверждённые приказом ФСТ России от 30 августа 2013 г. № 166-т/1».

«Согласно [документу] известная формула «инфляция минус», внесённая приказом ФАС России 997/18 от 13.07.2018 г. в указанные Методические указания, утверждённые приказом №166-т/1 от 30.08.2013 г, теперь будет заменена на новую формулу. Вместо «инфляция минус» теперь тарифы РЖД будут регулироваться на основе принципа «расходы плюс». Или, точнее, на основе т.н. композитного индекса ценового давления. Этот индекс построен на учёте расходов самого ОАО «РЖД». Таким образом, это решение радикально выворачивает наизнанку всю логику тарифного регулирования», — отметил  эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. О том, какие риски это несёт, можно прочитать в подробной статье г-на Хусаинова здесь. По словам эксперта, теперь РЖД просто будет сообщать регулятору, сколько ему нужно денег на предстоящий год. При этом никто не сможет проверить, действительно ли товары и услуги были предоставлены по минимальной цене, или же она «была выше рыночной, в том числе просто искусственно раздутой». Кроме того, создаются стимулы для роста издержек везде. «В итоге де-факто этим решением отменяется основная функция и основная идея действующей формулы долгосрочного тарифного регулирования. Основная цель ныне действующего метода тарифного регулирования (долгосрочная формула «инфляция минус», или в европейской традиции price-cap regulation) состоит в том, чтобы заставить компанию, которую регулируют, снизить издержки до такого уровня, чтобы общий темп их роста не превышал среднюю по экономике. Теперь телега и лошадь меняются местами: регулятор должен подстроиться под расходы регулируемого. То есть фактически ОАО «РЖД» забирает у ФАС России функцию по регулированию тарифов и передаёт её себе.

Это приведёт к тому, что уровень индексации перестаёт зависеть от эффективности деятельности компании, что противоречит всей логике регулирования естественных монополий», — добавил г-н Хусаинов. Таким образом, переименования Прейскуранта больше похожи на отвлекающий манёвр, и искать подвоха стоит совсем не в нём. Vgudok будет следить за ситуацией и реакцией рынка. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов

 

Ссылка на первоисточник
наверх