На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вгудок

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • виталий глимаков
    уже поделили и распилилиЕвропа отказывает...
  • дмитрий чагин
    😜дело Остапа Бендера живёт и процветает! Нью-Москва и Старые Васюки😂🤣😅Европа отказывает...
  • bs59
    интересно как эти еврокретины будут что то везти через российский мариуполь одессу ?молдавия станет тупиком! я хренею...Европа отказывает...

Минэк вслед за Минфином советует РЖД смотреть в свой карман. В Минэкономразвития намекнули, что железнодорожникам пора оплачивать проекты из собственного бюджета

ОАО «РЖД» в ближайшее время будет самостоятельно финансировать проекты по развитию. Об этом неожиданно заявил глава не самого профильного для ЖД-компании Минэкономразвития России Максим Решетников. При этом министр уточнил, что холдинг, цитируем, «монополия с наиболее ритмично индексируемыми тарифами».

Что имеется в виду и как тарифообразование связано с финансовой самостоятельностью компании, привыкшей к регулярным бюджетным вливаниям, пока не очень ясно. Даже если несколько раз перечитать витиеватые министерские формулировки. Вот, например: «…требуются большие инвестиции, и эти инвестиции надо поддерживать. При этом нам, конечно, надо очень тщательно анализировать на этом этапе эффективность вложений, потому что средства дорогие, долговая нагрузка РЖД всё-таки ощутимая, и нам очень важно, чтобы все новые проекты сопровождались соответствующим ростом грузовой базы. Поэтому мы сейчас смотрим: пакет проектов РЖД действительно большой, и мы сейчас вынуждены приоритизировать и выбирать эти объекты.

При этом используются и инструменты финансирования инвестиций не на балансе РЖД, в том числе строительство крупных объектов — тоннелей, в первую очередь на БАМе, мы финансируем по иной системе. Но, в общем и целом, развитие именно железных дорог мы будем финансировать в первую очередь с баланса РЖД. То есть в ближайшее время будет так». Всё это звучит угрожающе красиво, но не слишком своевременно. Финансовые показатели всегда лежали в основе KPI управленцев РЖД. Но сейчас погрузка падает.

А снижение погрузки — это снижение доходов. Грузы из-за роста тарифов уходят к конкурентам. Получается, что надо доить тех, кто никуда не денется: металлургов, щебенщиков, угольщиков. Но всему есть свои пределы. Ведь никто не отменяет ресурсоёмких проектов монополии, которые окупятся после 2040 года в лучшем случае. Конечно, неплохо бы немного «попрессовать» финансовый блок РЖД. Но только с пониманием, что мы хотим от него добиться, а не просто ради процесса. Стоит отметить наращивание административной заметности Минэкономразвития в разрезе транспортной отрасли и смежных сегментов экономики. Совсем недавно мы рассказывали о вкладе, который ФОИВ внёс в формирование Энергетической стратегии РФ до 2025 года и, как следствие, угольно-транспортного противостояния.

И вот теперь Минэк взялся за непрофильную вроде бы «дочку» правительства — РЖД. Намекая, что на условный Восточный полигон денег бюджет, конечно, даст. А вот внутренние «хотелки» монополии придётся оплачивать самостоятельно. Всё выглядит так, как будто подопечные министра Решетникова берут пример с более опытных товарищей из Минфина и заявляют во всеуслышанье: «Денег нет, но вы что-нибудь придумаете». Это означает, что у государства нет денег на содержание РЖД. Возможно, финансирование инвестпрограмм РЖД теперь будет происходить исключительно за счёт внутренних ресурсов самой компании, объяснил произошедшее Vgudok экономист Николай Кульбака. «Отдельные проекты, безусловно, будут финансироваться за счёт государства. Но это будут целевые проекты, выбор которых будет осуществляться не «Российскими железными дорогами», а госчиновниками. Пока у холдинга нет видимого сокращения издержек.

Они привыкли быть государевой компанией, где денег не считают. Теперь, видимо, придётся. По факту останутся только одобренные государством проекты. А кому сейчас легко?» — констатирует эксперт. Первое, что бросается в глаза, это то, что государство отказывается от финансирования развития инфраструктуры, перекладывая эти обязанности на «Российские железные дороги». Источники поступления средств для холдинга в этом случае сокращаются. Внешние заимствования в нынешних условиях нереальны. Остаётся тариф.

При таком подходе опережающая индексация тарифов, как подчеркнул Решетников, будет сохранена в ближайшие несколько лет. Кроме того, будет сокращена сама инвестиционная программа РЖД. По крайней мере, такие выводы можно делать после его заявления в Совете Федерации, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «В текущем правовом поле использование финансов достаточно прозрачная вещь. В рамках отчётности, которые предоставляют РЖД Министерству финансов, транспорта и совету директоров, всё довольно-таки прозрачно. По документам, компания сегодня работает с прибылью. В том числе за счёт того, что в этом году опережающими темпами были проиндексированы тарифы. Надо также отдать должное росту себестоимости монополии. Он идёт ниже темпов инфляции. Плюс проходят внутренние оптимизационные процедуры.

Вкладывать деньги при такой ситуации есть во что. Речь идёт об обновлении подвижного состава, закупке локомотивов, пассажирских вагонов. Вторая часть — это инвестиции в систему управления. Для повышения качества и надёжности управления эксплуатационной работой, инфраструктурой, в новые технологии и системы, которые будут обеспечивать импортонезависимость компании в целом. Компания над этим работает с 2016 года очень активно и в принципе обладает определённым портфелем, который позволяет рассуждать о том, что в ближайшие три года можно говорить о полной импортонезависимости», — говорит наш собеседник. Напомним, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2025 год была утверждена в объеме 890,9 млрд руб., что в 1,4 раза стало ниже утвержденного размера программы на 2024 года — 1 трлн 275,4 млрд руб. Случилось это в конце декабря прошлого года.

Учитывая, что холдинг совмещает в себе две функции, это и перевозчик, и владелец инфраструктуры, я бы сделал акцент на вложении именно в своё развитие, в инфраструктуру, говорит ещё один источник редакции в ЖД-отрасли: «Сегодня у РЖД есть возможность стать лидером по развитию цифровых технологий. Монополия может выступать как глобальный заказчик для других малых и средних компаний в части развития цифровых технологий. Тем самым холдинг может дать толчок другим компаниям в плане перехода на автоматизированные технологии.

В этом направлении РЖД сейчас надо сосредоточиться. Это будет драйвер не только для «Российских железных дорог, но и для экономики страны в целом». В феврале наступившего года глава РЖД Олег Белозёров заявил, что объём инвестпрограммы РЖД в этом году превысит 900 млрд руб. благодаря остаткам средств на конец прошлого года. Позднее вице-премьер РФ и председатель совета директоров РЖД Виталий Савельев в ходе итогового заседания правления компании сообщил, что «в 2024 г. был выполнен рекордный объём инвестиционной программы, он составил почти 1,5 трлн руб.». Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO   Максим Ярошевский

 

Ссылка на первоисточник
наверх