
Публикация проектов документов, затрагивающих тарифную систему РЖД, вызвала брожения в отрасли. Кто-то считает, что ничего глобально не изменится, а кто-то указывает на тарифную революцию. Основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина считает, что необходим новый документ, а не переименование старого.
Подробности — в её экспертной колонке для Vgudok. Как за полтора дня можно детально сверить 157-страничный документ с прежней версией, сказать тяжело. Думаю, что сейчас все юридические отделы компаний и профильные специалисты штудируют документ на предмет «схода/развала». Мы пока можем руководствоваться пояснением ФАС и инновациями, выделенными оперативно коллегами, обладающими талантами быстросверения… Ну, или может кто-то обучил уже для сверки GPT-chat, в чём я лично сомневаюсь. «Подготовленный документ сохраняет действующий порядок тарификации, и не изменяет уровень тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта. Проект приказа разработан с учётом накопившихся юридико-технических изменений, принятых тарифных решений и в ценах 2025 года. Принятие проекта приказа позволит вносить в него изменения при точечной донастройке тарифной системы». Принципиально бросается в глаза безнадёжность и нежелание даже создать иллюзию инноваций, несмотря на то, что 2026 год должен был стать годом старта работ по новому Прейскуранту грузовых ж/д тарифов.И формально у него даже название изменилось — «Тарифное руководство №1» вместо «Прейскурант 10-01», то есть с точки зрения заголовка и даже аббревиатуры он новый.
Но выглядит это ещё циничнее и грустнее, как полнейший пессимизм РЖД и регулятора относительно перспектив работы ж/д транспорта. С другой стороны, если бы мы сегодня получили что-то совсем иное, даже всячески поддерживаемый мной принцип справедливого тарифообразования без необоснованной «перекрёстки», думаю, это было бы хуже. А тут рынок как будто бы выдохнул — пронесло! Новых проблем к концу года не добавилось!Что бы можно было сделать более безболезненно и не так кринжово? Хотя бы какую-то цифровую модель — основу для будущих расчётов и/или систем. Или концепцию хотя бы какую-то нового 10-01 начать обсуждать. Но РЖД сейчас, чувствуется, не до того. Они скопом тащат как минимум пять крупных тарифных решений на следующий год и не понимают перспективу не только по ключевому массовому грузу, но и по другим бюджетообразующим предприятиям и грузоотправителям. А сходимость доходов и расходов РЖД — альфа и омега всего железнодорожного тарифообразования. То есть, пока уравнение на тарифную тему объективно содержит массу неизвестных. Что касается принципа «затраты минус», который упразднился как будто бы случайно, без прямых ссылок на сюжет — это важнейший принцип, оплот работы и практически единственное существенное завоевание Совета потребителей РЖД. Он был принят и разменян на ДПР РЖД 2019–2025 года, и умирает теперь. С одной стороны, я согласна с Фаридом Хусаиновым, со всеми его аргументами по существу — почему этот принцип нужен, важен и необходим. С другой — получилось, что толком он и не выполнялся: каждый раз РЖД выискивали способ, где бы что ещё прихватить. +2% на капремонт, отдельный рост порожняка, рост экспортных тарифов и так далее. Но даже декларативно, только он и делал отрасль операционно эффективной. Каких-то других стимулов на этот случай нет. То есть здесь образуется дыра и вопрос к регулятору, к ФАС: чем заменить?! И последнее. Хотелось бы верить, что вместе с принятием этого документа идея нового прейскуранта ж/д тарифов не умрёт, а ФАС хотя бы объявит перспективы и планы регулятора по этому вопросу, если сейчас это сделать не получилось и не смоглось. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Мария Никитина, основатель проекта N.Trans Lab, кандидат экономических наук *МНЕНИЕ АВТОРА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ПОЗИЦИЕЙ РЕДАКЦИИ
Свежие комментарии