
Одной из целей седьмого национального плана развития Ирана является увеличение доли железнодорожных грузоперевозок с нынешних примерно 9% до 30%. Как заявил д-р Джаббар Али Закери, глава Иранских железных дорог (RAI), занимающий также пост заместителя министра транспорта: «Мы надеемся, что необходимые инвестиции будут в основном обеспечены частным сектором».
В апреле уже были подписаны соответствующие меморандумы на сумму 750 млн долларов. Одна сделка предусматривает поставку 600 вагонов-цистерн, 300 дизельных многосекционных поездов (DMU) и 50 локомотивов, а другая — 650 вагонов для перевозки массовых грузов. Позже, в июле, между RAI и компаниями Raja Rail и Rail Tarabar Saba было подписано соглашение на сумму 176 млн долларов о модернизации пассажирского подвижного состава, включая закупку новых вагонов класса люкс и ремонт существующих вагонов. А в начале октября компания MAPNA, ведущий иранский производитель подвижного состава, заключила сделку на поставку 40 дизельных грузовых локомотивов для RAI. Этот заказ стоимостью около 225,9 млн долларов США является крупнейшим в истории, размещённым у местного поставщика. Иран разрабатывает новые модели финансирования проектов в сфере ж/д транспорта на основе ГЧП.Помимо грузовых локомотивов, MAPNA также получила контракт стоимостью 60 млн долларов на модернизацию 37 дизельных пассажирских локомотивов Siemens. Они являются частью парка из 150 четырёхосных локомотивов, некоторые из которых были произведены на заводе Siemens в Мюнхен-Аллахе (Германия) в 2009–2010 годах. Однако большая часть ПС была собрана непосредственно компанией MAPNA.
Реализация таких контрактов позволит увеличить внутреннее производство ж/д ПС в Иране и создать новые рабочие места. Мохаммад Олия, глава MAPNA, заявил, что 85% комплектующих для локомотивов будут производиться на местных мощностях. Срок исполнения контракта — от 14 до 29 месяцев. Помимо заказов на локомотивы, MAPNA подписала меморандум о взаимопонимании с RAI и железной дорогой Йезд — Эглид о строительстве 50 новых пассажирских вагонов. Глава RAI д-р Джаббар Али Закери подчеркнул стратегическое значение проектов для формирования экосистемы государственно-частной синергии в железнодорожном секторе Ирана и снижения зависимости от импортного ЖД-оборудования. Этот шаг не только укрепляет национальную безопасность, но и способствует устойчивому росту транспортного сектора Ирана. Кроме того, прогнозируется социальная отдача от объявленных проектов в размере 163,9 млн долларов, включая сопутствующие выгоды, в частности экономию топлива на 53 млн долларов.Это соответствует целям Ирана по созданию устойчивых транспортных систем, минимизирующих вред окружающей среде. Дополнительные 70 млн долларов США, по прогнозам, принесёт сокращение числа ДТП. Одновременно реализуются инфраструктурные проекты, такие как строительство 50 км двухпутного участка на линии Бафк — Заррин Шахр и модернизация систем сигнализации на нескольких станциях в центральном Иране, восстановление путей и стрелочных переводов на участке Карун — Миандашт на юге, а также строительство подъездной ЖД-ветки в Восточном Азербайджане и расширение пропускной способности станции Незамия в юго-западной провинции Хузестан. ОТ РЕДАКЦИИ. Несмотря на партнёрские отношения с Россией, Иран не зовёт отечественные предприятия участвовать в новых проектах, более полагаясь на собственные силы. То ли это горький опыт санкций, которые длятся десятилетиями, то ли осознанное дистанцирование. Тем не менее очевидно, что Иран наряду с Индией и Пакистаном — это перспективный рынок для отечественного машиностроения, металлургической промышленности. Пока в России непростые времена — самое время развивать экспортный потенциал.
Однако мы понимаем, что «восток — дело тонкое». Для выхода на эти рынки необходимы политическое содействие и осознанная работа наших компетентных структур. 17 мая 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о совместном строительстве 162-километровой железной дороги Решт — Астара, которая соединит сухопутные участки международного транспортного коридора «Север — Юг» и повысит экономическую эффективность транскаспийского маршрута. Ожидается, что с 1 января 2028 года объём грузоперевозок составит не менее 5 млн т с планируемым увеличением до 15 млн т в год. Таким образом, Иран реализует свои амбиции по расширению железнодорожного транзита. В 2025 году планируется перевезти 8,0 млн т грузов ЖД-транспортом по сравнению с 5,0 млн т годом ранее и в итоге увеличить годовую пропускную способность до 40 млн т. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на премиальный Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Борис Викторов, по материалам https://www.tehrantimes.com и https://www.travelandtourworld.com
Свежие комментарии